Положение о порядке самостоятельной работы студентов ГТ

Рассмотрено
на педагогическом совете
Протокол №75
от «19» января 2023г

Положение
о порядке организации самостоятельной работы студентов, осваивающих программу
подготовки квалифицированных рабочих, служащих , а также специалистов среднего
звена в МОГАПОУ «Горный техникум»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядком
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам среднего профессионального образования, утверждённого приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от
14 июня 2013г. № 464; Федеральными государственными образовательными
стандартами среднего профессионального образования по профессиям.
1.2. Самостоятельная работа студентов - это учебно-профессиональная, учебно­
исследовательская деятельность студентов, осуществляемая по заданию и при
методическом руководстве преподавателя.
1.3. Цель самостоятельной работы заключается в формировании навыков
самообразовательной
деятельности,
приобретении
опыта
творческой,
исследовательской
работы,
развитии
самостоятельности,
ответственности,
организованности в решении учебных и профессиональных проблем.
1.4. Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:
систематизация, закрепление, углубление и расширение полученных
теоретических знаний, самостоятельное овладение новым учебным материалом,
развитие познавательной деятельности;
использование источников информации как средства повышения эффективности
деятельности и профессионального саморазвития;
решение практических задач на основе определения и самостоятельного поиска
источников информации;
развитие общих компетенций, включающих в себя способность осуществлять
поиск,
анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения учебно­
профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использование
информационно-коммуникационные технологии для совершенствования учебнопрофессиональной деятельности;
осуществление деятельности на основе внутреннего побуждения к ней и
потребности в
собственном профессиональном росте и совершенствовании;
создание продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью.
1.5. Объем самостоятельной работы определяется федеральным государственным
образовательным стандартом среднего профессионального образования и находит
отражение в программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих по
профессии в учебном плане, рабочих программах учебных дисциплин и

профессиональных модулей.
1.6. Самостоятельная работа студентов является обязательным видом учебно­
выполняемую на учебных занятиях под непосредственным руководством
преподавателя, и внеаудиторную самостоятельную работ], осуществляемую без
непосредственного участия преподавателя.
1.7. Самостоятельная работа студентов может быть организована в индивидуальной,
групповой и фронтальной формах.
Фронтальная самостоятельная работа предполагает общее для всех задание, общий
инструктаж преподавателя по выполнению задания, использование общих приемов
организации и руководства дальнейшими действиями студентов; целесообразна на
этапе изучения новой темы, а также на начальном этапе формирования умений.
Групповая самостоятельная работа используется для совместной проработки учебного
материала, выполнения лабораторных работ и практических заданий, взаимной
проверки письменных заданий, организации проектной, исследовательской
деятельности.
При организации индивидуальной самостоятельной работы возрастает роль студента в
определении содержания работы, выборе способа ее выполнения, возможность
стимулирования активности студента; появляется возможность сотрудничества
студента с преподавателем.
2. Планирование самостоятельной работы студентов
2.1. Планирование самостоятельной работы осуществляется с учетом:
общего
объема
времени,
предусмотренного
на
внеаудиторную
самостоятельную работу ФГОС СПО в целом;
объема времени, отводимого на внеаудиторную самостоятельную работу по
циклам ЦПКРС;
объема времени, необходимого на внеаудиторную самостоятельную работу
по учебной дисциплине/ профессиональному модулю в зависимости от уровня
освоения студентами учебного материала, с учетом требования к уровню подготовки
студентов (иметь практический опыт, уметь, знать), сложности и объема изучаемого
учебного материала.
2.2. Планирование
объема времени,
отведенного
на внеаудиторную
самостоятельную работу по учебной дисциплине/профессиональному модулю,
осуществляется преподавателем. Преподаватель определяет затраты времени на
самостоятельное выполнение конкретного учебного задания: на основании
наблюдений за выполнением студентами аудиторной самостоятельной работы, опроса
студентов о затратах времени на то или иное задание, хронометража собственных
затрат на выполнение задания с внесением поправочного коэффициента из расчета
уровня знаний, умений, опыта студентов. По совокупности заданий определяется
объем времени на внеаудиторную самостоятельную работу по „ учебной дисциплине,
как правило, не более 50% от объема времени, отведенного па обязательную учебную
нагрузку по данной дисциплине или профессиональному модулю.
2.3. При
разработке
рабочей
программы
по
учебной
дисциплине/профессиональному модулю преподаватель устанавливает содержание и
объем теоретической учебной информации и практические задания по каждой
теме/разделу, которые выносятся на внеаудиторную самостоятельную работу,
определяет формы и методы контроля результатов.
2.4. Распределение объема времени на внеаудиторную самостоятельную работу в
режиме дня студента не регламентируется расписанием.
2.5. Содержание внеаудиторной самостоятельной
соответствии с рекомендуемыми видами заданий:
систематизация,

закрепление,

углубление

работы
и

определяется

расширение

в

знаний,

самостоятельное
овладение учебным материалом и формирование культуры умственного труда:
чтение
текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление
плана и тезисов; графическое изображение структуры текста; конспектирование
текста; выписки из текста; составление таблиц; работа со словарями и справочниками,
нормативными документами; аналитическая обработка текста (аннотирование,
рецензирование, реферирование и др.); подготовка сообщений к выступлению на
семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии,
тематических кроссвордов; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и
видеозаписей, компьютерной техники и Интернета;
развитие общих компетенций: поиск информации в сети (использование
Webбраузеров,
баз
данных,
пользование
информационно-поисковыми
и
информационно-справочными системами, автоматизированными библиотечными
системами, электронными журналами); организация диалога в сети (использование
электронной почты, чатов, форумов, телеконференций); создание тематических Webстраниц;
- формирование умений и профессиональных компетенций: решение задач и
упражнений; выполнение чертежей, схем; решение ситуационных профессиональных
задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и
компонентов
профессиональной
деятельности;
подготовка
письменных
экзаменационных работ; работа на тренажере, опытно-экспериментальная работа;
выполнение упражнений спортивно-оздоровительного характера; рефлексивный
анализ профессиональных умений с использованием современных средств;
развитие
способности
к
саморазвитию,
самосовершенствованию,
самоактуализации:
выполнение творческих заданий, написание эссе, плана саморазвития, построение
программы карьерного роста, создание портфолио, выполнение выпускных
квалификационных работ, самооценка деятельности, анализ ошибок и способов их
устранения.
2.6. Основными видами аудиторной самостоятельной работы являются:
- выполнение лабораторных и практических работ по методическим указаниям;
работа с
нормативными документами, справочной литературой и другими источниками, в том
числе электронными;
- само- и взаимопроверка выполненных заданий;
-

решение проблемных и ситуационных задач.

2.7. Задания для самостоятельной работы студентов могут определяться на одном
или нескольких уровнях: репродуктивный (тренировочный), реконструктивный,
творческий (поисковый).
Тренировочные
самостоятельные
работы
выполняются
по
образцу.
Познавательная деятельность студентов проявляется в узнавании, осмыслении,
запоминании. Цель такого рода работ - закрепление знаний, формирование
конкретных умений, навыков. Самостоятельные работы по образцу готовят студентов
к планированию и управлению своей деятельностью, вооружая их базовыми
познавательными умениями. Кроме того, работы репродуктивного характера
обеспечивают более глубокое понимание изучаемого материала, овладение наиболее
распространенными способами познавательной деятельности как инструментарием
последующей творческой деятельности.
Выполнение студентами реконструктивных самостоятельных работ позволяет
формировать опыт творческой самостоятельности. В процессе таких работ
происходит перестройка принимаемых решений, моделирование содержания
информации на основе разработанного плана и заготавливаемых тезисов.

Творческая самостоятельная работа требует от студента критического анализа
проблемной ситуации, в результате которого он получает новую исходную
информацию. Студенты не просто преобразовывают и совершенств)ют имеющиеся
знания и способы деятельности, а самостоятельно определяют цели, предмет своей
исследовательской деятельности, разрабатывают план решения познавательной
задачи и прогноз на конечный результат.
3. Организация самостоятельной работы студентов
3.1. Методика организации самостоятельной работы зависит от структуры,
характера и специфики изучаемой дисциплины / профессионального модуля, объема
часов на изучение, вида заданий для самостоятельной работы, индивидуальных
особенностей.студентов и условий учебно-профессиональной деятельности.
3.2. Процесс организации самостоятельной работы включает в себя следующие
этапы:
- подготовительный (определение целей, составление программы, подготовка
методического обеспечения, оборудования);
- основной (реализация программы, использование приемов поиска информации,
усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов,
самоорганизация процесса работы);
- заключительный (оценка значимости и анализ результатов, их систематизация,
оценка эффективности программы и приемов работы, выводы о направлениях
оптимизации труда).
3.3. Выполнение самостоятельной работы должно быть обеспечено:
информационными ресурсами (справочники, учебные пособия, банки
индивидуальных заданий, обучающие программы, пакеты прикладных программ и
т.д.);
- инструктивно-методическими материалами;
- контролирующими материалами;
- материально-техническими ресурсами;
- временными ресурсами;
- консультациями;
- возможностью публичного обсуждения результатов, полученных студентом
самостоятельно (конференции, олимпиады, конкурсы).
3.4. Организацию самостоятельной работы студентов обеспечивают заместитель
директора по УПР, УР, библиотекарь, председатели ЦМК и цикловые методические
комиссии, преподаватели.
3.5.Библиотекарь организует занятия по библиотековедению и библиографии с
целью формирования навыков поиска информации, ее применения в учебном
процессе, умения ориентироваться в справочно-библиографическом аппарате
библиотеки, информационных системах и базах данных; предоставляет виртуальное
информационное пространство для организации самостоятельной работы студентов.
3.6. Председатели ЦМК и цикловые методические комиссии оказывает
методическую помощь преподавателям по организации самостоятельной работы
студентов, разработке методических указаний по выполнению самостоятельной
работы студентами, проводит анализ и оценку созданных методических разработок.
3.7. Преподаватели определяют:
содержание, объем материала, подлежащего самостоятельному изучению по
каждой дисциплине/ профессиональному модулю в соответствии с учебным планом;
- бюджет времени студентов на выполнение каждого конкретного задания;

- включают вопросы организации самостоятельной работы
содержание учебных дисциплин /профессиональных модулей;

студентов

в

- формируют умения поиска оптимальных вариантов выполнения заданий;
- навыки исследовательской деятельности;
- развивают навыки работы с учебником, первоисточниками и современной
научной
литературой. Internet-ресурсами;
- разрабатывают методические пособия по организации самостоятельной работы
студентов;
- проводят групповые и индивидуальные консультации по методике
самостоятельной работы;
- осуществляют
систематический
контроль
выполнения
студентами
самостоятельной работы;
- проводят анализ и дают оценку работы студентов.
3.5. Во время выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы
преподаватель может проводить консультации за счет общего бюджета времени,
отведенного на консультации.
4. Контроль и оценка самостоятельной работы студентов
4.1. Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов
осуществляется в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по
дисциплине/модулю и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по
дисциплине/модулю, и проводится в письменной, устной или смешанной форме, с
предоставлением изделия или продукта творческой деятельности студента.
4.2. В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы
студентов могут быть использованы занятия, зачеты, тестирование, самоотчеты,
контрольные работы, защита творческих работ и др.
4.3. Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы
студента являются:
- уровень освоения студентом учебного материала;
- умения реализовывать в повседневной жизни полученные знания и навыки при
выполнении практических задач;
- обоснованность и четкость изложения материала;
- эстетическое форматирование и оформление материала.
4.4. Для оценки результативности каждого вида самостоятельной работы
студентами преподавателями, мастерами производственного обучения разрабатывается
критерии оценивания.
4.5. Темы самостоятельных работ, формы и методы контроля и результаты
выполнения фиксируются в журнале теоретического обучения.
5. Порядок утверждения и внесения изменений в положение
5.1 Настоящее положение рассматривается на заседании педагогического совета и
утверждается приказом директора МОГАПОУ «ГТ».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».