Положение о порядке разработки и утверждения вариативной части

Утверждаю
ОГАПОУ «ГТ»
.Г.Шадрин
января 2023г

Рассмотрено
на педагогическом совете
Протокол №79
от «24» января 2022г

ПОЛОЖ ЕНИЕ
о порядке разработки и утверждения вариативной части образовательной программы
среднего профессионального образования в МОГАПОУ «Горный техникум»
1. Общие положения
1.1. Настоящее

положение

разработано

в

соответствии

со

следующими

нормативными документами:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.2012;
Федеральные
профессионального

государственные

образования

по

образовательные

специальностям

и

стандарты

среднего

профессиям

среднего

профессионального образования;
Письмо Министерства образования и науки РФ № 12-696 от 20.10.2010 г. «О
разъяснениях

по

формированию

учебного

плана

основной

профессиональной

формированию

учебного

плана

образовательной программы НПО/СПО»;
Разъяснения
профессиональной

ФИРО

по

образовательной

программы

начального

основной

профессионального

образования/среднего профессионального образования от 16 мая 2011 г.
1.2. Разработка
профессионального
государственными

вариативной
образования

части
(далее

образовательными

образовательной
ОПСПО)

стандартами

программы

регулируется
среднего

среднего

федеральными

профессионального

образования по специальностям и профессиям среднего профессионального образования и
настоящим Положением.
1.3.- Вариативная составляющая дает возможность расширения и (или) углубления
подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных
компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкуренто-способности
выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями
продолжения образования. Вариативная часть направлена на обеспечение выпускников
профессиональной

образовательной

организации

качественным

профессиональным

образованием.
1.4. Содержание

вариативной

части

формируется

исходя

из

специфики

профессии/специальности, деятельности профессиональной образовательной организации,

<

региональных

требований,

рекомендаций

работодателей.

К

основным

факторам,

определяющим специфику ОПСПО и влияющим на формирование её вариативной части,
могут быть отнесены:
состояние и перспективы развития конкретной отрасли в данном регионе;
существующие и прогнозируемые требования рынка труда и конкретных
работодателей к общим и профессиональным компетенциям выпускников по профессии
(специальности);
требования обучающихся к индивидуальной образовательной программе и
образовательной траектории (запросы поступающих на обучение по профессии или
специальности);

-

особенности

реализуемой

профессиональной

образовательной

программы (основная, сокращенная, интегрированная).
1.5.

Реализация

вариативной

части

представляет

собой

планируемую,

организационно и методически направляемую преподавателем деятельность обучающихся
по освоению программ учебных дисциплин и (или) междисциплинарных курсов,
профессиональных модулей и формированию общих и профессиональных компетенций,
осуществляемую в рамках аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы
обучающихся.
1.7. Вариативная

часть

наряду

с

обязательной

частью

ОПСПО

является

неотъемлемой составной частью учебного процесса подготовки квалифицированных
рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
1.8. Вариативная часть ОПСПО составляет 30% от общего объема времени,
отведенного на освоение ОП СПО подготовки специалистов среднего звена и 20 % на
освоение ОПСПО подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
2. Порядок разработки вариативной части ОПСПО
2.1. При разработке
учитываются

требования

учебного
к

плана ОПСПО

введению

образовательной

регионального

компонента.

организацией
Требования

к

региональному компоненту включают в себя:
обязательное изучение дисциплин «Физическая культура», «Безопасность
жизнедеятельности» по программам
дополнительные умения и знания в области предпринимательской деятельности
по профилю профессиональной образовательной организации;
введение

дополнительных

образовательной организации:

компетенций

«осуществлять

выпускников

эффективное

профессиональной

трудоустройство

и

планирование успешной профессиональной карьеры» и «осуществлять конструктивное
общение».
2.2. Механизм разработки вариативной части ОПСПО с учетом требований
работодателей:
разработка алгоритма определения содержания вариативной части ОПСПО;
разработка

инструментария

. работодателей в регионе;

анализа

требований

кадровых

запросов

анализ соответствия квалификационных характеристик по специальностям и
профессиям ФГОС;
выявление
компетенций

прогнозируемых

работников

конкретной

ожиданий
специальности

работодателей
и

относительно

профессии;

-

составление

функционального паспорта и функциональной карты специальностей и профессий; разработка

и

издание

программ

профессиональных

модулей,

учебных

пособий,

междисциплинарных курсов с учетом кадровых запросов работодателей, в соответствии с
требованиями ФГОС.
2.3. Этапы разработки вариативной части ОПСПО: - формирование рабочих групп из
числа

наиболее

работодателей;

опытных
-

педагогических

определение

специфики

работников
ОПСПО

ПОО

и

(проведение

представителей
мониторинговых

исследований регионального рынка труда); - проведение анализа потребностей в умениях;
- разработка

структуры

вариативной

части

ОПСПО

по

программам

подготовки

квалифицированных рабочих, служащих и подготовки специалистов среднего звена; разработка содержания вариативной части ОПСПО - программ дисциплин или их разделов
(тем) и (или) профессиональных модулей; - определение требований к условиям реализации
вариативной части ОПСПО.
2.4. Организация и направления реализации вариативной части
2.4.1. Вариативная часть ОПСПО используется в двух основных направлениях:
для расширения объема профессиональной подготовки и ее углубления,
для формирования дополнительных общих и профессиональных компетенций.
2.4.2. Возможное распределение объема часов вариативной части:- увеличение объема
часов на освоение учебных дисциплин и междисциплинарных курсов обязательной части
ФГОС: При увеличении объема часов УД и МДК обязательной части вводятся
дополнительные дидактические единицы, требования к умениям и знаниям, формируемым
в рамках дополнительных тем и разделов, не должны повторять имеющиеся во ФГОС. введение в общепрофессиональный цикл дополнительных учебных дисциплин: При
введении новых учебных дисциплин требования к умениям и знаниям, формируемым в
рамках новых учебных дисциплин, не должны повторять имеющиеся во ФГОС требования
по родственным дисциплинам; - введение в профессиональный цикл дополнительных
междисциплинарных курсов: Наименование и содержание новых МДК должны обеспечить
формирование заявленных профессиональных компетенций и требований к практическому
опыту, умениям, знаниям; требования к умениям и знаниям, формируемым в рамках новых
МДК, не должны повторять имеющиеся требования в ФГОС по родственным дисциплинам,
МДК, ПМ; - введение дополнительных профессиональных модулей: Дополнительные
профессиональные модули должны содержать профессиональные компетенции, которые
содержатся в письмах-запросах работодателей и не повторять требований ФГОС.
2.4.3. Часы вариативной части распределяются профессиональной образовательной
организацией

самостоятельно

с

учетом

необходимости

формирования

профессиональных компетенций, знаний, умений, практического опыта.

общих

и

2.4.4. Процесс реализации вариативной части ОПСПО включает:
четкое планирование содержания и объема учебных дисциплин, МДК и ПМ,
содержащих вариативную часть;
контроль и анализ результатов реализации вариативной части ОПСПО;
необходимое учебно-методическое и материально-техническое обеспечение;
2.4.5. Преподаватель, реализующий вариативную часть, самостоятельно планирует и
определяет: ее содержание, формы контроля (входного, текущего, рубежного и итогового),
разработку заданий и критерии оценки ее освоения обучающимися, учебную литературу,
разработку методических материалов.
3. Порядок утверждения вариативной части ОПСПО
3.1. Образовательная организация совместно с заказчиками кадров (работодателями,
другими социальными партнерами) формулирует требования к результатам освоения
ОПСПО: профессиональным

компетенциям, приобретаемому практическому опыту,

знаниям и умениям с учетом экономики региона.
3.2. Распределение вариативной части рассматривается и утверждается на заседании
Совета образовательной организации.
3.3. Содержание программ учебных дисциплин,
профессиональных
заседании

модулей,

содержащих

дисциплинарно-цикловой

междисциплинарных курсов,

вариативную

комиссии,

часть,

согласовывается

рассматривается
с

на

представителями

работодателя и утверждается директором образовательной организации.
4. Система контроля реализации вариативной части ОПСПО
4.1. Контроль результатов реализации вариативной части ОПСПО осуществляется в
пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине или
междисциплинарному курсу, либо за счет времени, отведенного на промежуточную
аттестацию.
4.2. Контроль может проходить в письменной, устной форме, в процессе и по
результатам

выполнения

практических

заданий,

или

смешанной

форме.

Могут

использоваться электронные образовательные ресурсы, анализ производственных
■

ситуаций,

зачеты,

тестирование,

самоотчеты,

А

контрольные

работы,

защита

творческих проектов, портфолио и др.
4.3. Критериями оценки результатов реализации вариативной части являются: уровень освоения дополнительных знаний и умений; - освоение дополнительных
компетенций; - освоение дополнительного вида профессиональной деятельности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».