Утверждаю ОГАПОУ «ГТ» .Г.Шадрин января 2023г Рассмотрено на педагогическом совете Протокол №79 от «24» января 2022г ПОЛОЖ ЕНИЕ о порядке разработки и утверждения вариативной части образовательной программы среднего профессионального образования в МОГАПОУ «Горный техникум» 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012; Федеральные профессионального государственные образования по образовательные специальностям и стандарты среднего профессиям среднего профессионального образования; Письмо Министерства образования и науки РФ № 12-696 от 20.10.2010 г. «О разъяснениях по формированию учебного плана основной профессиональной формированию учебного плана образовательной программы НПО/СПО»; Разъяснения профессиональной ФИРО по образовательной программы начального основной профессионального образования/среднего профессионального образования от 16 мая 2011 г. 1.2. Разработка профессионального государственными вариативной образования части (далее образовательными образовательной ОПСПО) стандартами программы регулируется среднего среднего федеральными профессионального образования по специальностям и профессиям среднего профессионального образования и настоящим Положением. 1.3.- Вариативная составляющая дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкуренто-способности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Вариативная часть направлена на обеспечение выпускников профессиональной образовательной организации качественным профессиональным образованием. 1.4. Содержание вариативной части формируется исходя из специфики профессии/специальности, деятельности профессиональной образовательной организации, < региональных требований, рекомендаций работодателей. К основным факторам, определяющим специфику ОПСПО и влияющим на формирование её вариативной части, могут быть отнесены: состояние и перспективы развития конкретной отрасли в данном регионе; существующие и прогнозируемые требования рынка труда и конкретных работодателей к общим и профессиональным компетенциям выпускников по профессии (специальности); требования обучающихся к индивидуальной образовательной программе и образовательной траектории (запросы поступающих на обучение по профессии или специальности); - особенности реализуемой профессиональной образовательной программы (основная, сокращенная, интегрированная). 1.5. Реализация вариативной части представляет собой планируемую, организационно и методически направляемую преподавателем деятельность обучающихся по освоению программ учебных дисциплин и (или) междисциплинарных курсов, профессиональных модулей и формированию общих и профессиональных компетенций, осуществляемую в рамках аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающихся. 1.7. Вариативная часть наряду с обязательной частью ОПСПО является неотъемлемой составной частью учебного процесса подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. 1.8. Вариативная часть ОПСПО составляет 30% от общего объема времени, отведенного на освоение ОП СПО подготовки специалистов среднего звена и 20 % на освоение ОПСПО подготовки квалифицированных рабочих, служащих. 2. Порядок разработки вариативной части ОПСПО 2.1. При разработке учитываются требования учебного к плана ОПСПО введению образовательной регионального компонента. организацией Требования к региональному компоненту включают в себя: обязательное изучение дисциплин «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности» по программам дополнительные умения и знания в области предпринимательской деятельности по профилю профессиональной образовательной организации; введение дополнительных образовательной организации: компетенций «осуществлять выпускников эффективное профессиональной трудоустройство и планирование успешной профессиональной карьеры» и «осуществлять конструктивное общение». 2.2. Механизм разработки вариативной части ОПСПО с учетом требований работодателей: разработка алгоритма определения содержания вариативной части ОПСПО; разработка инструментария . работодателей в регионе; анализа требований кадровых запросов анализ соответствия квалификационных характеристик по специальностям и профессиям ФГОС; выявление компетенций прогнозируемых работников конкретной ожиданий специальности работодателей и относительно профессии; - составление функционального паспорта и функциональной карты специальностей и профессий; разработка и издание программ профессиональных модулей, учебных пособий, междисциплинарных курсов с учетом кадровых запросов работодателей, в соответствии с требованиями ФГОС. 2.3. Этапы разработки вариативной части ОПСПО: - формирование рабочих групп из числа наиболее работодателей; опытных - педагогических определение специфики работников ОПСПО ПОО и (проведение представителей мониторинговых исследований регионального рынка труда); - проведение анализа потребностей в умениях; - разработка структуры вариативной части ОПСПО по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и подготовки специалистов среднего звена; разработка содержания вариативной части ОПСПО - программ дисциплин или их разделов (тем) и (или) профессиональных модулей; - определение требований к условиям реализации вариативной части ОПСПО. 2.4. Организация и направления реализации вариативной части 2.4.1. Вариативная часть ОПСПО используется в двух основных направлениях: для расширения объема профессиональной подготовки и ее углубления, для формирования дополнительных общих и профессиональных компетенций. 2.4.2. Возможное распределение объема часов вариативной части:- увеличение объема часов на освоение учебных дисциплин и междисциплинарных курсов обязательной части ФГОС: При увеличении объема часов УД и МДК обязательной части вводятся дополнительные дидактические единицы, требования к умениям и знаниям, формируемым в рамках дополнительных тем и разделов, не должны повторять имеющиеся во ФГОС. введение в общепрофессиональный цикл дополнительных учебных дисциплин: При введении новых учебных дисциплин требования к умениям и знаниям, формируемым в рамках новых учебных дисциплин, не должны повторять имеющиеся во ФГОС требования по родственным дисциплинам; - введение в профессиональный цикл дополнительных междисциплинарных курсов: Наименование и содержание новых МДК должны обеспечить формирование заявленных профессиональных компетенций и требований к практическому опыту, умениям, знаниям; требования к умениям и знаниям, формируемым в рамках новых МДК, не должны повторять имеющиеся требования в ФГОС по родственным дисциплинам, МДК, ПМ; - введение дополнительных профессиональных модулей: Дополнительные профессиональные модули должны содержать профессиональные компетенции, которые содержатся в письмах-запросах работодателей и не повторять требований ФГОС. 2.4.3. Часы вариативной части распределяются профессиональной образовательной организацией самостоятельно с учетом необходимости формирования профессиональных компетенций, знаний, умений, практического опыта. общих и 2.4.4. Процесс реализации вариативной части ОПСПО включает: четкое планирование содержания и объема учебных дисциплин, МДК и ПМ, содержащих вариативную часть; контроль и анализ результатов реализации вариативной части ОПСПО; необходимое учебно-методическое и материально-техническое обеспечение; 2.4.5. Преподаватель, реализующий вариативную часть, самостоятельно планирует и определяет: ее содержание, формы контроля (входного, текущего, рубежного и итогового), разработку заданий и критерии оценки ее освоения обучающимися, учебную литературу, разработку методических материалов. 3. Порядок утверждения вариативной части ОПСПО 3.1. Образовательная организация совместно с заказчиками кадров (работодателями, другими социальными партнерами) формулирует требования к результатам освоения ОПСПО: профессиональным компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям с учетом экономики региона. 3.2. Распределение вариативной части рассматривается и утверждается на заседании Совета образовательной организации. 3.3. Содержание программ учебных дисциплин, профессиональных заседании модулей, содержащих дисциплинарно-цикловой междисциплинарных курсов, вариативную комиссии, часть, согласовывается рассматривается с на представителями работодателя и утверждается директором образовательной организации. 4. Система контроля реализации вариативной части ОПСПО 4.1. Контроль результатов реализации вариативной части ОПСПО осуществляется в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине или междисциплинарному курсу, либо за счет времени, отведенного на промежуточную аттестацию. 4.2. Контроль может проходить в письменной, устной форме, в процессе и по результатам выполнения практических заданий, или смешанной форме. Могут использоваться электронные образовательные ресурсы, анализ производственных ■ ситуаций, зачеты, тестирование, самоотчеты, А контрольные работы, защита творческих проектов, портфолио и др. 4.3. Критериями оценки результатов реализации вариативной части являются: уровень освоения дополнительных знаний и умений; - освоение дополнительных компетенций; - освоение дополнительного вида профессиональной деятельности.