Общие положения

2

Раздел 1. Общие положения
1.1. Назначение основной профессиональной образовательной программы
Настоящая
основная
профессиональная
образовательная
программа
«Профессионалитет» (далее – ОПОП-П) по 21.01.08 Машинист на открытых горных
работах разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом среднего профессионального образования по профессии 21.01.08 Машинист на
открытых горных работах, утвержденным приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 12.09.2023 № 677 (далее – ФГОС, ФГОС СПО).
ОПОП-П определяет объем и содержание среднего профессионального образования
по профессии 21.01.08 Машинист на открытых горных работах, требования к результатам
освоения образовательной программы, условия реализации образовательной программы.
ОПОП-П разработана для реализации образовательной программы на базе
основного общего образования. Основная профессиональная образовательная программа
(далее – образовательная программа) разработана образовательной организацией на основе
требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов
среднего общего и среднего профессионального образования и положений федеральной
основной общеобразовательной программы среднего общего образования, а также с учетом
получаемой профессии/специальности среднего профессионального образования.
1.2. Нормативные документы
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
среднего
профессионального образования по профессии 21.01.08 Машинист на открытых горных
работах (Приказ Минпросвещения России от 12.09.2023 № 677);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам среднего профессионального образования (Приказ
Минпросвещения России от 24.08.2022 г. № 762;
Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего профессионального образования (Приказ Минпросвещения России
от 08.11.2021 № 800) (далее – Порядок);
Положение о практической подготовке обучающихся (Приказ Минобрнауки России
№ 885, Минпросвещения России № 390 от 05.08.2020);
Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется
профессиональное обучение (Приказ Минпросвещения России от 14.07.2023 № 534);
Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования,
реализация образовательных программ по которым не допускается с применением
исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
(приказ Минпросвещения России от 13.12.2023 N 932);
Постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 2020 г. № 1681
«О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального
и высшего образования»;
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391
«Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ»;

3

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30.03.2021 № 165-н;
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.02.2023 № 105-н;
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 15.07.2021 № 476-н;
1.3. Перечень сокращений
ГИА – государственная итоговая аттестация;
ДЭ – демонстрационный экзамен;
МДК – междисциплинарный курс;
ОК – общие компетенции;
ОП – общепрофессиональный цикл;
ООД – общеобразовательные дисциплины;
ОТФ – обобщенная трудовая функция;
СГ – социально-гуманитарный цикл;
ПА – промежуточная аттестация;
ПК – профессиональные компетенции;
ПМ – профессиональный модуль;
ОПОП-П
–
основная
профессиональная
образовательная
программа
«Профессионалитет»;
П– профессиональный цикл;
ПП- производственная практика;
ПС – профессиональный стандарт;
ТФ – трудовая функция;
УМК – учебно-методический комплект;
УП – учебная практика;
ФГОС СПО – федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования.

4

Раздел 2. Основные характеристики образовательной программы
Параметр
Отрасль, для которой разработана
образовательная программа
Перечень профессиональных стандартов,
соответствующих профессиональной
деятельности выпускников (при наличии)
Специализированные допуски для
прохождения практики, в том числе по охране
труда и возраст до 18 лет
Реквизиты ФГОС СПО
Квалификация (-и) выпускника
в т.ч. дополнительные квалификации

Направленности (при наличии)
Нормативный срок реализации на базе ООО
Нормативный объем образовательной
программы на базе ООО
Согласованный с работодателем срок
реализации образовательной программы
Согласованный с работодателем объем
образовательной программы
Форма обучения
Структура образовательной программы

Данные
Горнодобывающая отрасль Профессионалитета
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ
от 30.03.2021 № 165-н, 28.02.2023 № 105-н
Не требуются

Приказ Минпросвещения России от 12.09.2023 № 677
По ФГОС
Машинист бульдозера 3-4 разряда, машинист
экскаватора 3-4 разряда, машинист погрузочной
машины 3-4 разряда, машинист автогрейдера 3-4
разряда
2 года 10 мес.
4428 академических часа
2 года 10 мес.
4428 академических часа
очная
Объем, в ак.ч.

в т.ч. в форме практической
подготовки
0
1152

Общеобразовательный цикл
Обязательная часть образовательной
программы

1476
2016

социально-гуманитарный цикл
общепрофессиональный цикл

288
180

206
164

профессиональный цикл

1548

1536

в т.ч. практика:
- учебная
- производственная
Вариативная часть образовательной
программы
в т.ч. запрос конкретного работодателя
кластера и (или) отрасли (не менее 50%
объема вариативной части образовательной
программы), включая цифровой
образовательный модуль:
Освоение работ по одной или нескольким
профессиям рабочих, должностям служащих
по выбору (машинист бульдозера, машинист
экскаватора)
Модуль по освоению компетенций цифровой
экономики
Выполнение работ по профессии: "Машинист
погрузочной машины"
ГИА в форме демонстрационного экзамена

1152
- 576
- 576
900

1152
- 576
- 576
612

900

784

360

352

180

72

360

360

Всего

4428

36
2690

5

Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
3.1. Область(и) профессиональной деятельности выпускников: 18 Добыча,
переработка угля, руд и других полезных ископаемых
3.2. Профессиональные стандарты
Перечень профессиональных стандартов, учитываемых при разработке ОПОП-П:
№

Код и
Наименование
ПС

Реквизиты
утверждения

1

18.008
Приказ
А
Выполнение
Машинист
Минтруда
комплекса работ при
бульдозера на России
от разработке
горных
30.03.2021
месторождений
работах
№165н
полезных
ископаемых
гусеничным бульдозером
с двигателем мощностью
до 380 л. с.

2

18.011
Машинист
экскаватора
на
горных
работах

Приказ
Минтруда
России
и
соцзащиты от
28.02.2023
№105н

Код и наименование ОТФ

A
Эксплуатация
и
поддержание
работоспособности
гидравлического
экскаватора с ковшом
вместимостью от 0,4 до
2,5 м3 и гидравлического
экскаватора,
оснащенного
дополнительным
навесным
рабочим
оборудованием,
в
условиях ведения горных
работ

Код и наименование ТФ

А/01.3
Технический
осмотр и подготовка к
работе
гусеничного
бульдозера с двигателем
мощностью до 380 л. с.
А/02.3
Выполнение
механизированных работ
по
перемещению
и
рыхлению горной массы
посредством управления
гусеничным бульдозером
с двигателем мощностью
до 380 л. с.
А/03.3
Выполнение
технического
обслуживания и ремонта
гусеничного бульдозера с
двигателем мощностью
до 380 л. с.
A/01.3
Выполнение
комплекса
работ
посредством управления
гидравлическим
экскаватором с ковшом
вместимостью от 0,4 до
2,5 м3 и гидравлическим
экскаватором,
оснащенным
дополнительным
навесным
рабочим
оборудованием
Выполнение
ежесменного,
периодического
обслуживания
гидравлического
экскаватора с ковшом
вместимостью от 0,4 до
2,5 м3

6

Перечень квалификационных справочников (ЕТКС, ЕКС, ЕКСД и др.)
№

Наименование
квалификационного
справочника

1

ЕКТС

Раздел

Профессия/должность
с указанием разряда
(при наличии)

Характеристика
работ/должностные
обязанности

"Общие
Машинист
Управление
профессии
погрузочной машины погрузочной машиной и
горных
и 4 разряд
универсальным
горнокапитал
ковшовым погрузчиком.
ьных работ"; "
Орошение,
кайление,
погрузка горной массы
на транспортер или в
вагонетки.
Очистка
путей,
шламоотстойников на
погрузочных
узлах,
тупиках.
Заправка
машины
горючесмазочными
материалами. Очистка
машины от налипшей
грязи.
Перемещение
машины на новое место.
Выявление и устранение
мелких неисправностей
в работе погрузочной
машины

3.3. Осваиваемые виды деятельности
Наименование видов деятельности

Код и наименование ПМ

Виды деятельности (общие)
Технология выполнения
механизированного комплекса горнокапитальных работ при разработке
месторождений полезных ископаемых

ПМ. 01 Выполнение механизированного
комплекса горно-капитальных работ при
разработке месторождений полезных
ископаемых

Эксплуатация технологического
оборудования при ведении горнокапитальных работ при разработке
месторождений полезных ископаемых

ПМ. 02 Эксплуатация технологического
оборудования при ведении горно-капитальных
работ при разработке месторождений
полезных ископаемых

Виды деятельности по освоению одной или нескольких профессий рабочих, должностей
служащих
Выполнение работ по профессии:
"Машинист бульдозера"
Выполнение работ по профессии:
"Машинист экскаватора"

ПМ. 01 Выполнение механизированного
комплекса горно-капитальных работ при
разработке месторождений полезных
ископаемых
ПМ. 02 Эксплуатация технологического
оборудования при ведении горно-капитальных

7

работ при разработке месторождений
полезных ископаемых

8

Раздел 4. Требования к результатам освоения образовательной программы
4.1. Общие компетенции
Код ОК
ОК 01

Формулировка
компетенции
Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным контекстам

Знания, умения
Умения:
распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте, анализировать и
выделять её составные части
определять этапы решения задачи, составлять план действия, реализовывать составленный план, определять
необходимые ресурсы
выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы
владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах
оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)
Знания:
актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить
структура плана для решения задач, алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях
основные источники информации и ресурсы для решения задач и/или проблем в профессиональном и/или
социальном контексте
методы работы в профессиональной и смежных сферах
порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности

ОК 02

Использовать современные
средства поиска, анализа и
интерпретации
информации, и

Умения:
определять задачи для поиска информации, планировать процесс поиска, выбирать необходимые источники
информации

9
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

выделять наиболее значимое в перечне информации, структурировать получаемую информацию, оформлять
результаты поиска
оценивать практическую значимость результатов поиска
применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач
использовать современное программное обеспечение в профессиональной деятельности
использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач
Знания:
номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности
приемы структурирования информации
формат оформления результатов поиска информации
современные средства и устройства информатизации, порядок их применения и
программное обеспечение в профессиональной деятельности, в том числе цифровые средства

ОК 03

Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной сфере,
использовать знания по
правовой и финансовой
грамотности в различных
жизненных ситуациях

Умения:
определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности
применять современную научную профессиональную терминологию
определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования
выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи
определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной
деятельности, выявлять источники финансирования
презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности
определять источники достоверной правовой информации
составлять различные правовые документы

10
находить интересные проектные идеи, грамотно их формулировать и документировать
оценивать жизнеспособность проектной идеи, составлять план проекта
Знания:
содержание актуальной нормативно-правовой документации
современная научная и профессиональная терминология
возможные траектории профессионального развития и самообразования
основы предпринимательской деятельности, правовой и финансовой грамотности
правила разработки презентации
основные этапы разработки и реализации проекта
ОК 04

Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде

Умения:
организовывать работу коллектива и команды
взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности
Знания:
психологические основы деятельности коллектива
психологические особенности личности

ОК 05

Осуществлять устную и
письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и культурного
контекста

Умения:
грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном
языке
проявлять толерантность в рабочем коллективе
Знания:
правила оформления документов

4.2. Профессиональные компетенции

11
правила построения устных сообщений
особенности социального и культурного контекста
ОК 06

Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на
основе традиционных
российских духовнонравственных ценностей, в
том числе с учетом
гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения

Умения:
проявлять гражданско-патриотическую позицию
демонстрировать осознанное поведение
описывать значимость своей профессии
применять стандарты антикоррупционного поведения
Знания:
сущность гражданско-патриотической позиции
традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и
межрелигиозных отношений
значимость профессиональной деятельности по профессии
стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения

ОК 07

Содействовать сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы бережливого
производства, эффективно
действовать в
чрезвычайных ситуациях

Умения:
соблюдать нормы экологической безопасности
определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии
организовывать профессиональную деятельность с соблюдением принципов бережливого производства
организовывать профессиональную деятельность с учетом знаний об изменении климатических условий
региона
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
Знания:
правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности

12
основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности
пути обеспечения ресурсосбережения
принципы бережливого производства
основные направления изменения климатических условий региона
правила поведения в чрезвычайных ситуациях
ОК 08

Использовать средства
физической культуры для
сохранения и укрепления
здоровья в процессе
профессиональной
деятельности и
поддержания
необходимого уровня
физической
подготовленности

Умения:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения
жизненных и профессиональных целей
применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности
пользоваться средствами профилактики перенапряжения, характерными для данной профессии
Знания:
роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека
основы здорового образа жизни
условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для профессии
средства профилактики перенапряжения

ОК 09

Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках

Умения:
понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и
бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы
участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы
строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности
кратко обосновывать и объяснять свои действия (текущие и планируемые)
писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы

13
Знания:
правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы
основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика)
лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной
деятельности
особенности произношения
правила чтения текстов профессиональной направленности

Виды деятельности
Технология выполнения
механизированного комплекса
горно-капитальных работ при
разработке месторождений
полезных ископаемых

Код и наименование компетенции
ПК 1.1. Проводить вскрышные и
добычные работы при разработке
месторождений полезных ископаемых
открытым способом

Показатели освоения компетенции
Навыки:
планировка и расчистка площадки под установку
оборудования;
выравнивание рабочих и погрузочных площадок до
заданной отметки, нарезка трасс для техники и
оборудования;
выполнение работ по срезке насыпей, формированию
скользящих съездов с горизонта на горизонт;
рыхление любых видов грунта;
выполнение вскрышных работ;
выполнение добычных работ;
перемещение горной массы любой плотности;
контроль технического состояния агрегатов,
оборудования и систем в течение смены
Умения:
выполнять работы, связанные с расчисткой местности от
кустарника, срезка почвенно-растительного слоя, снега,
селевых масс;
производить запуск/остановку двигателя в различных
температурно-климатических условиях;

14

выбирать приемы и методы рыхления горных пород в
зависимости от вида грунта и его плотности и
климатических условий;
выявлять признаки оползневых явлений в соответствии с
факторами, определяющими зоны риска (виды грунта,
климатические условия, угол откоса), согласно проекту
производства работ;
определять визуально безопасные расстояния от
оборудования до призмы возможного обрушения, заколов,
просадок, уступа, яруса отвала в соответствии с проектом
производства работ;
определять рациональные рабочие режимы
оборудования;
определять траекторию черпания грунтов различных
категорий;
соблюдать последовательность технологических приемов
при выполнении землеройно-транспортных,
экскавационных и погрузочно-разгрузочных работ;
выявлять, устранять и предотвращать причины
нарушений технологического процесса;
соблюдать нормы и правила горно-капитальных работ;
прекращать работу при возникновении нештатных
ситуаций;
контролировать наличие необходимой документации на
рабочем месте
Знания:
основные сведения о ведении открытых горных работ и
горногеологическая характеристика участка (разреза);
требования инструкций по охране труда и пожарной
безопасности при выполнении работ;
перечень и правила применения средств индивидуальной
защиты, необходимых при выполнении трудовой
функции;
виды вскрышных работ;

15

ПК 1.2 Проводить отвалообразование
при разработке месторождений
полезных ископаемых открытым
способом

виды добычных работ;
технология ведения вскрышных работ;
технология ведения добычных работ;
схемы и способы производства работ, а также
технические требования к их качеству;
признаки оползневых явлений;
классификация грунтов, механические и физические
свойства грунтов в зависимости от влажности,
замораживания, оттаивания, гранулометрического
состава;
правила разработки и перемещения грунтов различных
категорий при разной глубине разработки;
классификация способов вскрытия;
правила разработки выемок, послойной отсыпки насыпей
и планировки площадей по заданным профилям и
отметкам;
условия и возможности разработки горных пород;
правила разработки горной массы и грунта на
поверхности;
правила погрузки горной массы и грунта
Навыки:
перемещение горной массы любой плотности горных
пород;
формирование отвалов, гидротехнических сооружений,
предохранительных и удерживающих валов по всему
фронту работ;
штабелирование и перемещение сыпучих материалов;
выполнение отвальных работ
Умения:
возводить первоначальные отвальные насыпи;
разгружать и складировать вскрышные горные породы;
планировать поверхность отвала;
формировать отвальные откосы
Знания:

16

ПК 1.3 Осуществлять комплекс мер по
экологическому и экономическому
восстановлению земель после
проведения горно-капитальных работ
при разработке месторождений
полезных ископаемых

свойства и состояние горной массы;
способы перемещения горной массы;
виды отвалов;
виды отвальных зон;
технология отвальных работ;
состояние отвалов горной массы;
основы безопасного сооружения и эксплуатации отвалов;
высота отвальных уступов;
порядок отсыпки горных пород;
безопасность производства отвальных работ;
признаки оползневых явлений
Навыки:
зачистка пластов полезных ископаемых;
выполнение работ по содержанию и ремонту
технологических автодорог с нарезкой кюветов и
устройством дренажных канав;
выполнение работ по горно-технической рекультивации:
засыпка остаточных карьерных выемок, выполаживание
откосов, грубая и чистая планировка площадей, нанесение
ПСП для выполнения этапа рекультивации;
рекультивация земель
Умения:
выполнять горно-технические работы по восстановлению
земель, нарушенных в процессе добычи полезных
ископаемых открытым способом;
составлять проект рекультивации земель;
составлять проект консервации земель;
осуществлять сметные расчеты (локальные и сводные),
затраты на проведение работ по рекультивации земель,
консервации земель
Знания:
требования в области охраны окружающей среды,
санитарно-эпидемиологические требования;
виды земель;

17

Эксплуатация технологического
оборудования при ведении горнокапитальных работ при разработке
месторождений полезных
ископаемых

ПК 2.1. Производить технический
осмотр и подготовку к работе
самоходной техники

признаки деградации земель;
понятие консервации земель;
признаки нарушения почвенного слоя;
понятие плодородного слоя почвы;
виды технических и биологических мероприятий по
рекультивации земель;
этапы проектирования рекультивации и консервации
земель
Навыки:
выполнение визуального осмотра рабочего оборудования
перед началом работ;
пополнение систем самоходной машины горючесмазочными материалами и техническими жидкостями;
проверка работы всех механизмов и систем оборудования
на холостом ходу;
заполнение журнала приема-сдачи смены;
технологическая настройка и регулировка систем и
рабочего оборудования на хостом ходу;
проверка давления в крупногабаритных шинах и
доведение его до нормы
Умения:
определять соответствие рабочего места требованиям
производственной санитарии, охраны труда и пожарной
безопасности в соответствии с инструкциями по охране
труда и пожарной безопасности;
проводить диагностику с целью оценки
работоспособности оборудования, механизмов и систем
управления на холостом ходу согласно инструкции
поэксплуатации;
читать и определять показания приборов системы
управления, наблюдать за световой и звуковой
сигнализацией;
применять различные методики проверки состояния
механизмов и систем управления при помощи

18

специального оборудования, инструментов и
приспособлений в соответствии с инструкцией;
выбирать способы регулировочных операций на
оборудовании при проведении технического
обслуживания в соответствии с требованиями инструкции
по ремонту;
определять техническое состояние оборудования,
выявлять неисправности и определять способы их
устранения;
устранять мелкие неисправности бульдозера перед
началом работы;
определять уровень ГСМ в заправочных емкостях и
необходимость пополнения в соответствии с показаниями
контрольных приборов и при помощи специальных
приспособлений;
заправлять оборудование ГСМ и специальными
жидкостями с соблюдением требований ОТ и ПБ;
определять необходимые инструменты и оборудование
для проведения технического обслуживания и определять
их исправность;
определять необходимость подкачки КГШ в соответствии
с техническими характеристиками, разработанными
организацией-изготовителем;
выявлять причины падения давления в КГШ в
соответствии с правилами эксплуатации шин
Знания:
перечень неисправностей, при которых запрещена
эксплуатация оборудования;
требования инструкции (технологические карты,
руководство) по эксплуатации и техническому
обслуживанию;
требования инструкций по ОТ и ПБ, пожарной
безопасности при выполнении работ по техническому
осмотру;

19

ПК 2.2 Эксплуатировать самоходную
технику в соответствии с техническими
регламентами

правила и способы смазки узлов и агрегатов;
виды, характеристики, назначение и порядок пополнения
ГСМ;
устройство, технические характеристики и принцип
работы узлов и механизмов;
назначение инструмента, необходимого для проведения
технического обслуживания, и меры безопасности при
работе с ним;
рабочие характеристики шин;
правила безопасности при накачке шин;
правила эксплуатации шин разных производителей;
порядок заполнения журнала контроля давления в шинах;
порядок заполнения журнала приема-сдачи смены
Навыки:
производственная эксплуатация бульдозера (экскаватора,
буровой установки) при проведении горно-капитальных
работ при разработке месторождений полезных
ископаемых
Умения:
эксплуатировать машины и оборудование, механизмы и
системы управления в соответствии с технологическими
регламентами;
поддерживать в технически исправном состоянии
машины и оборудование, механизмы и системы
управления;
соблюдать требования охраны труда, производственной
санитарии, электробезопасности, пожарной и
экологической безопасности при эксплуатации машин и
оборудования, механизмов и систем управления
Знания:
виды и содержание технических регламентов;
устройство, принцип работы и технические
характеристики бульдозера (экскаватора, буровой
установки);

20

требования инструкции к техническому состоянию
самоходной машины;
требования инструкции (технологические карты,
руководство) по эксплуатации и техническому
обслуживанию оборудования;
правила производственной эксплуатации;
методы безопасного ведения работ
ПК 2.3 Проводить ежесменное и
периодическое техническое
обслуживание и ремонт самоходной
техники в условиях проведения горнокапитальных работ

Навыки:
подготовка рабочего места для проведения технического
обслуживания или ремонта оборудования;
проведение ежесменного технического обслуживания;
проведение плановых работ по техническому
обслуживанию при эксплуатации в зависимости от
наработки;
выполнение сезонного технического обслуживания;
диагностирование состояния систем и механизмов перед
ремонтом;
выполнение ремонтных работ с заменой комплектующих;
заполнение документации по ремонту и техническому
обслуживанию;
подготовка оборудования к постановке на длительное
хранение, расконсервация
Умения:
производить очистку оборудования от грязи и смазочных
материалов;
подготавливать необходимое оборудование и инструмент
для проведения технического обслуживания или ремонта;
получать запасные части, расходные материалы, масла
для проведения технического обслуживания или ремонта;
выбирать способы выполнения регулировочных операций
при проведении технического обслуживания в
соответствии с требованиями инструкции по ремонту;

21

определять техническое состояние, выявлять
неисправности и определять способы их устранения при
ежесменном техническом осмотре;
определять уровень ГСМ в заправочных емкостях и
необходимость их пополнения в соответствии с
показаниями контрольных приборов и при помощи
специальных приспособлений;
устранять мелкие неисправности оборудования перед
началом и во время работы;
определять последовательность и периодичность
процесса смазки и заправки оборудования в соответствии
с инструкцией по эксплуатации;
заправлять оборудование ГСМ и специальными
жидкостями с соблюдением требований ОТ и ПБ;
проверять работоспособность оборудования после
технического обслуживания или ремонта на холостом
ходу
Знания:
перечень неисправностей, при которых запрещена
эксплуатация оборудования;
перечень работ по проведению технического
обслуживания;
требования инструкции (технологические карты,
руководство) по эксплуатации и техническому
обслуживанию оборудования;
требования инструкций по охране труда и пожарной
безопасности при выполнении технического осмотра;
правила и способы смазки узлов и агрегатов;
виды, характеристики, назначение и порядок пополнения
ГСМ;
назначение инструмента, необходимого для проведения
технического обслуживания, и меры безопасности при
работе с ним;

22

Освоение работ по одной или
нескольким профессиям рабочих,
должностям служащих по выбору
(Машинист бульдозера, машинист
экскаватора)

ПК 3.1 Осуществлять управление
бульдозером и экскаватором

способы диагностики всех систем и механизмов для
определения характера неисправности;
назначение и правила безопасного применения
контрольно-измерительных приборов;
способы замены изношенных деталей;
нормы браковки деталей;
правила применения ручного и пневматического
инструмента;
назначение малярного инструмента, принципы
безопасной работы с ним;
требования к работоспособности оборудования согласно
инструкции по эксплуатации;
порядок заполнения журнала приема-сдачи смены,
путевого листа;
правила консервации, расконсервации оборудования
Навыки:
управление бульдозером (экскаватором, буровой
установкой) при проведении горно-капитальных работ
при разработке месторождений полезных ископаемых
Умения:
производить запуск/остановку двигателя в различных
температурно-климатических условиях;
выбирать приемы и способы безопасного управления
техникой при выполнении всех видов работ в
соответствии с проектом производства работ;
определять визуально необходимую дистанцию при
выполнении маневровых работ в соответствии с проектом
производства работ и правилами безопасности разработки
месторождений полезных ископаемых;
соблюдать безопасные скорость, дистанцию и
поперечный интервал
Знания:
устройство, принцип работы и технические
характеристики оборудования;

23

ПК 3.2 Выполнять горные работы,
соблюдая технические требования и
безопасность производства

правила допуска к работе машиниста;
прекращение действия права на управление;
принцип работы механического, гидравлического и
электрического оборудования;
приемы управления механизмами;
требования инструкций по охране труда и пожарной
безопасности при выполнении работ;
перечень и правила применения средств индивидуальной
защиты, необходимых при выполнении трудовой
функции;
требования производственной инструкции машиниста;
таблица подачи предупредительных звуковых сигналов;
требования проекта производства работ;
требования инструкции по эксплуатации и техническому
обслуживанию;
требования правил дорожного движения;
способы определения направления движения;
приемы и способы безопасного управления при
осуществлении работ;
устройство, принцип работы и технические
характеристики оборудования;
виды работ, выполняемые на бульдозерах (экскаваторах,
буровых установках);
допустимые углы спуска и подъема;
время от начала срабатывания тормозной системы до
полной остановки;
способы аварийного прекращения работы
Навыки:
выполнение работ по разработке горных пород;
выполнение работ по перемещению горной массы;
выполнение работ по разгрузке горных пород;
штабелирование и перемещение сыпучих материалов;
выполнение работ по срезке насыпей, формированию
скользящих съездов с горизонта на горизонт;

24

рыхление мягких и сыпучих пород;
выполнение работ по обеспечению выемки горной массы;
выполнение работ по послойной разработке грунта;
выполнение работ по бурению геологоразведочных
скважин
Умения:
определять оптимальные и рациональные режимы работы;
соблюдать последовательность технологических приемов
при выполнении горных работ;
читать проектную документацию и технологические
схемы;
определять соответствие рабочего места требованиям
производственной санитарии, охраны труда,
промышленной безопасности и пожарной безопасности в
соответствии с инструкциями по охране труда и
промышленной безопасности, пожарной безопасности;
определять исправность средств индивидуальной защиты,
средств и систем пожаротушения;
применять средства индивидуальной защиты, средства и
системы пожаротушения;
определять факторы и условия возрастания рисков в
области безопасности при осуществлении работ и
предупреждать их;
определять необходимость подачи предупредительных
звуковых сигналов в соответствии с таблицей звуковых
сигналов;
поддерживать в исправном состоянии звуковую и
световую сигнализацию;
читать горную графическую документацию;
выполнять задания в соответствии с технологическим
процессом производства работ;
прекращать работу при возникновении нештатных
ситуаций;
оказывать первую помощь пострадавшим

25

Знания:
терминология в отдельных областях выполнения горных
работ;
требования производственной инструкции машиниста;
рациональные режимы работы;
технология и технологические схемы выполнения работ;
виды нештатных ситуаций;
порядок действий при возникновении нештатных
ситуаций;
требования охраны труда, производственной санитарии,
электробезопасности, пожарной и экологической
безопасности
Дополнительные квалификации, виды деятельности, компетенции выпускника по запросу работодателя
Дополнительная квалификация «Машинист погрузочной машины»
Навыки::
управления погрузочной машины и универсальным
ковшовым погрузчиком;
орошения, кайления, погрузки горной массы на
транспортер или в вагонетки.;
Умения:
ПК 2.1. Производить технический
управлять погрузочной машиной и универсальным
ВД.02 Эксплуатация
осмотр и подготовку к работе
ковшовым погрузчиков;
технологического оборудования
самоходной техники.
очищать пути, шламоотстойники на погрузочных узлах,
при ведении горно-капитальных
ПК 2.3. Проводить ежесменное и
тупиках;
работ при разработке
периодическое техническое
заправлять машины горюче-смазочными материалами;
месторождений полезных
обслуживание и ремонт самоходной
выявлять и устранять мелкие неисправности в работе
ископаемых
техники в условиях проведения горнопогрузочной машины
капитальных работ.
Знания:
устройство обслуживаемых погрузочной машины и
универсального ковшового погрузчика;
порядок погрузки горной массы на транспортер и в
вагонетки;
правила пользования разминовочным устройством;

26

способы устранения неисправностей в работе
обслуживаемых механизмов;
назначение и расположение горных выработок и правила
передвижения по ним;
физические свойства горных пород; назначение и
устройство применяемых контрольно-измерительных
приборов;
схемы вентиляции, установленные требования к
подаваемому сжатому воздуху;
схемы воздухопроводной и энергопроводной сетей;
основные сведения по электротехнике;
порядок выполнения слесарных и монтажных работ в
необходимом объеме.
4.3. Матрица компетенций выпускника
4.3.1. Матрица соответствия видов деятельности по ФГОС СПО, видам деятельности по запросу работодателя видам профессиональной
деятельности по профессиональным стандартам, квалификационным справочникам с учетом отраслевой специфики.
При наличии ПС
Часть ОПОП-П
обязательная
/вариативная
ВД по запросу
работодателя

Наименование вида
деятельности

ВД Освоение работ по
одной или нескольким
профессиям рабочих,
должностям служащих по
выбору (Машинист
бульдозера, машинист
экскаватора)

Код и наименование
профессиональной
компетенции
ПК 3.1 Осуществлять
управление
бульдозером/
экскаватором

Код
профессионального
стандарта

18.008 Машинист
бульдозера на горных
работах
18.011 Машинист
ПК 3.2 Выполнять горные экскаватора на
работы, соблюдая
горных работах
технические требования и

Код и
наименование
обобщенной
трудовой функции
А Выполнение
комплекса работ
при разработке
месторождений
полезных
ископаемых
гусеничным

Код и наименование
трудовой функции

А/01.3 Технический
осмотр и подготовка
к работе гусеничного
бульдозера с
двигателем
мощностью до 380 л.
с.

27
безопасность
производства

бульдозером с
двигателем
мощностью до 380
л. с.
A Эксплуатация и
поддержание
работоспособност
и гидравлического
экскаватора с
ковшом
вместимостью от
0,4 до 2,5 м3 и
гидравлического
экскаватора,
оснащенного
дополнительным
навесным рабочим
оборудованием, в
условиях ведения
горных работ

А/02.3 Выполнение
механизированных
работ по
перемещению и
рыхлению горной
массы посредством
управления
гусеничным
бульдозером с
двигателем
мощностью до 380 л.
с.
А/03.3 Выполнение
технического
обслуживания и
ремонта гусеничного
бульдозера с
двигателем
мощностью до 380 л.
с.
A/01.3 Выполнение
комплекса работ
посредством
управления
гидравлическим
экскаватором с
ковшом
вместимостью от
0,4 до 2,5 м3 и
гидравлическим

28

экскаватором,
оснащенным
дополнительным
навесным рабочим
оборудованием
Выполнение
ежесменного,
периодического
обслуживания
гидравлического
экскаватора с
ковшом
вместимостью от
0,4 до 2,5 м3
При отсутствии ПС
Часть ОПОП-П
обязательная
/вариативная
ВД по ФГОС СПО
ВД по запросу
работодателя

Наименование вида
деятельности

Код и наименование
профессиональной
компетенции
ВД 01 Технология
ПК 1.1 Проводить
выполнения
вскрышные и добычные
механизированного
работы при
комплекса горноразработке
капитальных работ при
месторождений
разработке месторождений полезных ископаемых
полезных ископаемых
открытым способом
ПК 1.2 Проводить
отвалообразование при
разработке
месторождений

Наименование
раздела

Должностные
характеристики

Наименование
квалификационного
справочника
отсутствует

отсутствует

отсутствует

отсутствует

отсутствует

отсутствует

29

ВД 01 Эксплуатация
технологического
оборудования при ведении
горно-капитальных работ
при разработке
месторождений полезных
ископаемых

полезных ископаемых
открытым способом
ПК 1.3 Осуществлять
комплекс мер по
экологическому и
экономическому
восстановлению земель
после проведения
горно-капитальных
работ при разработке
месторождений
полезных ископаемых
ПК 2.1. Производить
технический осмотр и
подготовку к работе
самоходной техники
ПК 2.2
Эксплуатировать
самоходную технику в
соответствии с
техническими
регламентами
ПК 2.3 Проводить
ежесменное и
периодическое
техническое
обслуживание и
ремонт самоходной
техники в условиях
проведения горно-

30

ВД.02 Эксплуатация
технологического
оборудования при ведении
горно-капитальных работ
при разработке
месторождений полезных
ископаемых

капитальных работ
ПК 2.1. Производить
технический осмотр и
подготовку к работе
самоходной техники.
ПК 2.3. Проводить
ежесменное и
периодическое
техническое
обслуживание и
ремонт самоходной
техники в условиях
проведения горнокапитальных работ.

ЕКТС

"Общие профессии
горных и
горнокапитальных
работ"

Управление
погрузочной машиной
и универсальным
ковшовым
погрузчиком.
Орошение, кайление,
погрузка горной
массы на
транспортер или в
вагонетки. Очистка
путей,
шламоотстойников
на погрузочных узлах,
тупиках. Заправка
машины горючесмазочными
материалами.
Очистка машины от
налипшей грязи.
Перемещение
машины на новое
место. Выявление и
устранение мелких
неисправностей в
работе погрузочной
машины

31

4.3.2. Матрица соответствия компетенций и составных частей ОПОП-П по профессии 21.01.08 Машинист на открытых горных работах:

Индекс

Код общих и профессиональных компетенций, осваиваемых в рамках дисциплин
(профессиональных модулей)

Наименование

Обязательная часть образовательной программы
ООД.00
Общеобразовательные дисциплины
Русский язык
ООД. 01
Литература
ООД. 02
История
ООД. 03
Обществознание
ООД. 04
География
ООД. 05
Иностранный язык
ООД. 06
Математика
ООД. 07
Информатика
ООД. 08
Физическая культура
ООД. 09
ОБЖ
ООД. 10
Физика
ООД. 11
Химия
ООД. 12
Биология
ООД. 13
Индивидуальный проект (по дисциплинам)
ООД. 14
СГ.00
Социально-гуманитарный цикл
СГ.01
История России
СГ.02
Иностранный язык в профессиональной деятельности
СГ.03
Безопасность жизнедеятельности
СГ.04
Физическая культура
СГ.05
Основы бережливого производства
СГ.06
Основы финансовой грамотности
ОП.00
Общепрофессиональный цикл
ОП.00
Общепрофессиональный цикл
ОП.01
Инженерная графика
ОП.02
Электробезопасность
ОП.03
Техническая механика
ОП.04
Охрана труда
П.00
Профессиональный цикл
Выполнение механизированного комплекса горно-капитальных работ при разработке
ПМ.01
месторождений полезных ископаемых
Выполнение вскрышных и добычных работ при разработке месторождений полезных
МДК.01.01
ископаемых
МДК.01.02
Выполнение механизированных работ по отвалообразованию горной массы
Осуществление комплекса мер по экологическому и экономическому восстановлению
МДК.01.03
земель после проведения горно-капитальных работ при разработке месторождений
полезных ископаемых
УП.01
Учебная практика

Общие компетенции (ОК)
3
4
5
6
7
8

1

2

О
О

О

О

О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О

О

О
О
О
О

О
О
О
О
О
О

О
О
О
О

О
О
О
О

О

О

О

1.1

О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О

О
О
О
О

О

О

О
О
О

О
О

О
О

О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О

О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О

О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О

О
О
О
О
О
О

О
О
О
О
О
О

О
О
О
О
О
О

О
О
О
О
О

О
О
О
О
О
О

О
О
О
О

О
О
О
О

О
О
О
О

О
О
О
О

О
О
О
О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О
О
О
О
О
О
О
О

О
О
О
О
О

О

О

О
О

О
О
О

О
О
О
О
О

Профессиональные компетенции (ПК)
1.2
1.3
2.1
2.2
2.3
3.1

9

О

О

О

О
О
О
О
О
О
О
О
О

О
О
О

О
О
О
О

О
О
О

О

О

О

О
О
О

О
О
О
О
О

О
О
О
О
О

О
О
О

О
О
О
О
О

О
О
О

О

О

О
О
О

О
О
О
О
О
О
О

О
О
О
О
О

О
О
О
О
О

О
О
О
О

О
О
О
О
О
О

О
О
О
О
О

О
О
О
О

О
О
О
О

О
О
О
О

О
О
О
О

О
О
О
О

О
О
О
О

О
О
О
О

О
О
О
О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О

3.2

О

О
О

О

О
О
О
О
О
О

О
О
О
О
О
О

32
ПП.01
ПМ.02
МДК.02.01
МДК.02.02
МДК.0Х.01
УП.02
ПП.02

Производственная практика
Эксплуатация технологического оборудования при ведении горно-капитальных работ при
разработке месторождений полезных ископаемых
Подготовка самоходной техники к работе
Эксплуатация самоходной техники в соответствии с техническими регламентами
Техническое обслуживание и ремонт самоходной техники в условиях проведения горнокапитальных работ
Учебная практика
Производственная практика

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О
О

О
О

О
О

О
О

О
О

О
О

О
О

О
О

О
О

О
О

О
О

О
О

О
О

О
О

О
О

О
О

О
О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О
О

О
О

О
О

О
О

О
О

О
О

О
О

О
О

О
О

О
О

О
О

О
О

О
О

О
О

О
О

О
О

О
О

33

Раздел 5. Структура и содержание образовательной программы
5.1. Учебный план

ОУД.01

Общеобразовател
ьный цикл
Русский язык

ОУД.02

Литература

ОУД.03

История

ОУД.04

Обществознание

О.00

3

Э, -, -, -, -, -, ДЗ, -, -, -,
-, Э, -, -, -, ДЗ, -, -, -, -, -

4

14
76
72
10
8
13
6
72

5

0

7

14
44
72
10
8
13
6
72

65
0
36

8

9

1
0

0

0

3
2

9

21,
5
3,5

Консультации

Промежуточная аттестация

Самостоятельная работа

Курсовой проект (работа)

Практики

Лабараторные и практические занятия

Учебные занятия
6

34

6

I курс

10

1
семес
тр 17
нед.
16/1/0

8,5

580

2,5

72

40
46

Распределение обязательной нагрузки по курсам и семестрам (час. в семестр)

2

II курс

С
Р

2
семес
тр 24
нед.
22/1/1

0

696

32

76

48

88

72

С
Р

3
семес
тр 17
нед.
14/2/1

0

92

С
Р

4
сем
ест
р 24
нед.
8/15
/1

32

76

III курс

СР

5
семес
тр 17
нед.
12/4/1

0

0

С
Р

6
семес
тр
22
нед.
5/16/1

С
Р

0

0

0

Вариативная часть, ак.ч.

2

Объём
образователь
ной
программы,
ак.ч.

Обязательная часть, ак.ч.

1

В т.ч. в форме практической подготовки

Наименование

Всего

Индекс

Форма промежуточной аттестации

Объем образовательной программы в
академических часах

69%

31%

34
ОУД.05

География

ОУД.06

Иностранный язык

ОУД.07

Математика

ОУД.08

Информатика

ОУД.09
ОУД.10

Физическая
культура
Основы
безопасности и
защиты Родины

ОУД.11

Физика

ОУД.12

Химия

ОУД.13

Биология
Индивидуальный
проект (по
дисциплинам)
Социальногуманитарный
цикл

ОУД.14
СГ.00
СГ.01
СГ.02
СГ.03
СГ.04
СГ.05
СГ.06
ОП.00
ОП.01
ОП.02
ОП.03

История России
Иностранный язык
в
профессиональной
деятельности
Безопасность
жизнедеятельности
Физическая
культура
Основы
бережливого
производства
Основы
финансовой
грамотности
Общепрофессиона
льный цикл
Инженерная
графика
Электробезопаснос
ть
Техническая
механика

-, ДЗ, -, -, -,
-, ДЗ, -, -, -,
ДЗ, -, ДЗ, Э,
-, ДЗ, ДЗ, -, -, ,З, ДЗ, -, -, -,
-

72

72

28

72

72

72

34
0
10
8

34
0
10
8

11
4

72

ДЗ, -, -, -, -, ДЗ, -, Э, -, -,
-, ДЗ, -, -, -,
ДЗ, -, -, -, -, -, -, ДЗ, -, -,
-

72
36

36

84

88

80

54

54

72

58

36

36

68

68

46

18
0

18
0

34

72

72

38

72

72

24

6

6

74

106

72

28
0

23
0

34

22

0

0

8

32

136

6

2

34

2

36

2

34

2

36

36

-, -, ДЗ, -, -,
-

36

34

34

36

42

26

42

26

10
2

10
2

10
2

10
2

-, -, ДЗ, -, -,
-

36

22

34

22

2

-, ДЗ, -, -, -,
-

36

22

34

22

2

18
0

16
4

17
2

16
4

48

44

46

44

48

44

46

48

44

46

-, -, ДЗ, -, -,
-, -, -, -, ДЗ,
-, ДЗ, -, -, -,
-

2

3
2
20
6

76

72

-, -, ДЗ, -, -,
-

-, -, ДЗ, -, -,
-, -, З, З, ДЗ,
-

92

68

32
28
8

2

0

0

0

0

0

0

34

0

0

8

76

0

42

0

34

0

34

0

34

6

0

0

0

0

2

80

4

288

34

102
2

36

36
92

4

180

2

46

2

48

44

2

46

2

48

44

2

46

2

0

42

34

34

2

0

0

0

0

48

0

35
ОП.04
П.00

ПМ.01

МДК.01
.01

МДК.01
.02

МДК.01
.03

УП.01
ПП.01

ПМ.02

Охрана труда
Профессиональны
й цикл
Выполнение
механизированног
о
комплекса
горнокапитальных
работ
при
разработке
месторождений
полезных
ископаемых
Выполнение
вскрышных
и
добычных
работ
при
разработке
месторождений
полезных
ископаемых
Выполнение
механизированных
работ
по
отвалообразованию
горной массы
Осуществление
комплекса мер по
экологическому и
экономическому
восстановлению
земель
после
проведения горнокапитальных работ
при
разработке
месторождений
полезных
ископаемых
Учебная практика
Производственная
практика
Эксплуатация
технологического
оборудования при
ведении
горнокапитальных
работ
при
разработке
месторождений

-, -, ДЗ, -, -,
-

36

32

34

32

2

6

2

15
48

15
36

15
36

13
60

11
52

-, -, -, -, -, Э
(м)

73
8

73
2

73
2

64
8

57
6

-, -, ДЗ, ДЗ,
-, -

54

52

52

-, -, ДЗ, ДЗ,
-, -

54

52

-, -, -, ДЗ, -,
-

54

-, ДЗ, ДЗ,
ДЗ, -, -, -, -, ДЗ, -,
ДЗ

-, -, -, -, -, Э
(м)

34

2

36

0

1
2

36

12

0

0

82

2

226

2

690

4

388

4

150

0

1548

0

0

6

18

6

0

0

0

0

0

0

194

2

388

4

150

0

738

0

24

2

6

2

50

2

52

24

2

6

2

50

52

52

24

2

6

2

50

28
8
28
8

28
8
28
8

28
8
28
8

28
8
28
8

28
8
28
8

81
0

80
4

80
4

71
2

57
6

2

54

2

2

54

2

2

54

288

288

144

0

6

18

6

0

0

82

2

226

2

496

144

2

0

0

0

288

0

810

0

36

МДК.02
.01

МДК.02
.02

МДК.0
Х.01

УП.02

полезных
ископаемых
Подготовка
самоходной
техники к работе
Эксплуатация
самоходной
техники
в
соответствии
с
техническими
регламентами
Техническое
обслуживание
и
ремонт самоходной
техники в условиях
проведения горнокапитальных работ
Учебная практика

Производственная
практика
Вариативная часть
образовательной программы
Освоение работ по
одной
или
нескольким
профессиям
рабочих,
должностям
ПМн.03
служащих
по
выбору
(машинист
бульдозера,
машинист
экскаватора)
Управление
самоходной
МДК.03
техникой
.01
(бульдозером
и
экскаватором)
Выполнение горнокапитальных работ
с использованием
МДК.03
самоходной
.02
техники
(бульдозера
и
экскаватора)
ПП.02

УП.03

Учебная практика

ПП.03

Производственная
практика

-, -, ДЗ, ДЗ,
-, -

54

52

52

24

2

6

2

-, -, -, -, ДЗ,
-

54

52

52

24

2

6

2

-, -, -, ДЗ,
ДЗ, -

12
6

12
4

12
4

88

2

6

2

-, -, ДЗ, ДЗ,
ДЗ, -, -, -, ДЗ, -,
ДЗ

28
8
28
8
90
0

28
8
28
8
78
4

28
8
28
8
90
0

28
8
28
8
67
6

28
8
28
8

-, -, -, -, -, Э
(к)

36
0

35
2

36
0

35
2

28
8

-, -, -, -, Э, -

36

32

36

-, -, -, -, Э, -

36

32

-, -, -, -, ДЗ,
ДЗ
-, -, -, -, -,
ДЗ

14
4
14
4

14
4
14
4

46

2

46

36

52

6

54

36

52

144

144

288

288

288

94

0

18

34

0

0

14

6

0

32

6

2

36

36

36

32

6

2

36

36

14
4
14
4

14
4
14
4

2

2

144

144

0

0

126

42

0

0

2

0

0

0

54

0

14
4
14
4

0

2

6

216

216

0

504

144

144

0

0

900

0

360

144

37

ПМ.04ц
МДК.04
.01
МДК.04
.02
МДК.04
.03
УП.04
ПМ.05*

МДК.05
.01

МДК.05
.02

УП.05
ПП.05
ГИА.00

Модуль
по
освоению
компетенций
цифровой
экономики
Введение
в
профессию
Освоение
универсальных
цифровых
компетений
Эффективное
поведение на рынке
труда
Учебная практика
Выполнение работ
по
профессии:
"Машинист
погрузочной
машины"
Устройство
погрузочной
машины
и
технология
погрузочных работ
Эксплуатация,
техническое
обслуживание
и
ремонт
погрузочной
машины
Учебная практика
Производственная
практика
Государственная
итоговая
аттестация

-, -, Э (м), -,
-, -

18
0

72

18
0

ДЗ, -, -, -, -, -

36

36

-, -, ДЗ, -, -,
-

36

36

14

6

34

36

6

2

34

54

54

6

2

54

54

2

2

36

36

36

36

36

-, -, -, -, -, Э
(к)

36
0

36
0

36
0

28
8

28
8

-, -, -, -, ДЗ,
-

36

36

-, -, -, -, ДЗ,
-

36

-, -, -, -, -,
ДЗ
-, -, -, -, -,
ДЗ

14
4
14
4

0

52

0

52

0

0

0

0

94

0

0

0

0

0

44
28

ИТОГО

0

0

180

2

36

54

54

2

54

36

36

0

0

0

0

0

0

36

6

2

36

36

36

36

6

2

36

36

14
4
14
4

14
4
14
4

2

2

144

144

144

144

36

Итого:

0

6

14
4
14
4

0

0

14

14
4
14
4

0

0

360

0

0

360

36
26
90

43
32

30
80

6
105 38,
0
,5
5
Дисциплин и МДК
учебной практики
производст.практик
и
экзаменов
дифф. зачетов
зачетов
0

614

0

830

2

628

44

842

4

638

4

816

614
0

830
0

448
180

266
144

206
432

240
144

0

0

0

432

0

432

2
2
1

3
8
0

4
6
1

4
4
1

4
3
0

4
7
0

6

2016

900

38

5.2. Обоснование распределения вариативной части образовательной программы
№ п/п

Код и наименование учебной
дисциплины/профессионального модуля

Количество
часов

Категория

Обоснование

1. ПОП-П/работодатель
2. ЦОМ/проект

1

Освоение работ по одной или нескольким
профессиям рабочих, должностям
служащих по выбору (машинист
бульдозера, машинист экскаватора)

360

2

Модуль по освоению компетенций
цифровой экономики

180

3

Выполнение работ по профессии:
"Машинист погрузочной машины"

360

Итого

Работодатель

АО «Полюс Магадан»

ЦОМ

АО «Сусуманский горно-обогатительный
комбинат «Сусуманзолото», АО «Полюс
Магадан», ООО «Модерн Машинери Фар Ист»

Работодатель

АО «Павлик», АО «Сусуманский горнообогатительный комбинат «Сусуманзолото»

900

-

5.3. План обучения в форме практической подготовки на предприятии (на рабочем месте)

№ п/п
1.
2
3.
4.

Вид учебного занятия.
Тема / Виды работ практик
Производственная практика
Производственная практика
Производственная практика
Производственная практика

Код и наименование МДК, практики
ПП.01 Производственная практика
ПП.02 Производственная практика
ПП.03 Производственная практика
ПП.05 Производственная практика

Длительность
обучения
(в ак. часах)

Семестр
обучения

288
288
144
144

4,6
4
6
6

Наименование
рабочего места,
участка/структурного
подразделения
Полигон
Полигон
Полигон
Полигон

Ответственный
от предприятия
Начальник участка
Начальник участка
Начальник участка
Начальник участка

39

Июнь

Июль

Август

3

4

5

6

7

8

9

1
0

1
1

1
2

1
3

1
4

1
5

1
6

1

3
6

3
6

3
6

3
6

3
6

3
6

3
6

3
6

3
6

3
6

3
6

3
6

3
6

3
6

3
6

3
6

2

3
6

3
6

3
6

3
6

3
6

3
6

3
6

3
6

3
6

3
6

3
6

3
6

2
4
/
П
А

П

П

3

3
6

3
6

3
6

3
6

3
6

3
6

3
6

П

П

П

П

П

П

П

П

4
3
2
4
/
П
А

4
4

4
5

4
6

4
7

4
8

4
9

5
0

5
1

5
2

к

к

к

к

к

к

к

к

к

П

П

к

к

к

к

к

к

к

к

к

1512

2

П
А

Г

к

к

к

к

к

к

к

к

к

1476

Порядковые номера недель учебного года
1

1
7
2
6
/
П
А

1
8

1
9

2
0

2
1

2
2

2
3

2
4

2
5

2
6

2
7

2
8

2
9

3
0

3
1

3
2

3
3

3
4

3
5

3
6

3
7

3
8

3
9

4
0

4
1

4
2

к

к

3
6

3
6

3
6

3
6

3
6

3
6

3
6

3
6

3
6

3
6

3
6

3
6

3
6

3
6

3
6

3
6

3
6

3
6

3
6

3
6

3
6

3
6

3
6

П

П

к

к

3
6

3
6

3
6

3
6

3
6

3
6

3
6

3
6

П
А

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П

к

к

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П

П
А

Сводные данные по бюджету времени
Курс
1 курс
2 курс
3 курс
Всего

Обучение по модулям и дисциплинам
Всего
1 семестр
2 семестр
нед. ак.ч. нед. ак.ч. нед. ак.ч.
40
1446
17
614
23
832
42
1514
19
670
23
844
41
1468
18
644
23
824
123 4428
54
1928
69
2500

Промежуточная аттестация
Всего
1 семестр
2 семестр
нед. ак.ч. нед. ак.ч. нед. ак.ч.
0,61
22
0,28
10
0,33
12
0,67
24
0,33
12
0,33
12
2,72
98
0,00
0
2,72
98
4,00
144
0,61
22
3,39
122

Всего
нед. ак.ч.
0
0
19
690
30
1074
49
1764

Практики
1 семестр
нед. ак.ч.
0
0
4
132
9
318
13
450

2 семестр
нед. ак.ч.
0
0
15,5
558
21
756
36,5 1314

ГИА
Всего
нед. ак.ч.
0
0
0
0
1
36
1
36

Каникулы
нед.
11
11
2
24

Всего, ак.ч
1446
1514
1468
4428

Обозначения и сокращения:
36

к

– обучение по модулям и дисциплинам;
– каникулы;

Г

ПА

– промежуточная аттестация (ПА) (36 ак.ч. в неделю);

– государственная итоговая аттестация (ГИА) (36 ак.ч. в неделю).

П

Всего, ак.ч.

Май

– практики (36 ак.ч. в неделю);

1476

Апрель

ПН

Март

ПН

Февраль

ПН

Январь

ПН

Декабрь

ПН

Ноябрь

ПН

Октябрь

Курс

Сентябрь

ПН

ПН

5.4. Календарный учебный график

5.5. Рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) является составной частью
образовательной программы и определяет содержание дисциплины (модуля),
запланированные результаты обучения, составные части учебного процесса, формы и методы
организации учебного процесса и контроля знаний обучающихся, учебно-методическое и
материально-техническое обеспечение учебного процесса по соответствующей дисциплине
(модулю).
Совокупность запланированных результатов обучения по дисциплинам (модулям)
должна обеспечивать формирование у выпускника всех компетенций, установленных ФГОС
СПО.
Рабочие программы профессиональных модулей и дисциплин, включая
профессиональные модули по запросу работодателя, приведены в Приложениях 1, 2 к ОПОПП.
5.6. Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы
Цель рабочей программы воспитания – развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,
закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,
бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы по
профессии являются частью программы воспитания образовательной организации и
представлены в Приложении 5.
5.7. Практическая подготовка
Практическая подготовка при реализации образовательных программ СПО направлена
на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции по профилю
образовательной программы путем расширения компонентов (частей) образовательной
программы, предусматривающих моделирование реальных условий или смоделированных
производственных процессов, непосредственно связанных с будущей профессиональной
деятельностью.
Образовательная деятельность в форме практической подготовки:
−
реализуется, в том числе на рабочих местах АО «Сусуманский горнообогатительный комбинат «Сусуманзолото», АО «Полюс Магадан», АО «Павлик» при
проведении всех видов практики;
−
включает в себя отдельные лекционного типа, семинары, которые
предусматривают передачу учебной информации обучающимся, необходимой для
последующего выполнения работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Образовательная деятельность в форме практической подготовки осуществляется со 2
курса обучения, охватывая дисциплины, профессиональные модули, все виды практики,
предусмотренные учебным планом образовательной программы.
Практическая подготовка организуется в специальных помещениях и структурных
подразделениях образовательной организации, а также в специально оборудованных
помещениях (на рабочих местах) АО «Сусуманский горно-обогатительный комбинат

41

«Сусуманзолото», АО «Полюс Магадан», АО «Павлик» на основании договора о
практической подготовке обучающихся.
5.8. Государственная итоговая аттестация
Государственная итоговая аттестация осуществляется в соответствии с Порядком
проведения ГИА.
Государственная итоговая аттестация обучающихся проводится в форме
демонстрационного экзамена.
Программа ГИА включает общие сведения; примерные требования к проведению
демонстрационного экзамена. Программа ГИА представлена в приложении 4.
Раздел 6. Условия реализации образовательной программы
6.1. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательной
программы
6.1.1. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению
реализации образовательной программы установлены в соответствующем ФГОС СПО.
Состав
материально-технического
и
учебно-методического
обеспечения,
используемого в образовательном процессе, определяется в Приложении 3 и рабочих
программах дисциплин (модулей).
6.1.2. Перечень специальных помещений для проведения занятий всех видов,
предусмотренных образовательной программой
Кабинеты:
истории России;
иностранных языков в профессиональной деятельности;
безопасности жизнедеятельности;
основ бережливого производства;
основ финансовой грамотности;
инженерной графики;
электробезопасности;
технической механики;
охраны труда;
механизации горных работ при разработке месторождений полезных ископаемых;
эксплуатации оборудования горных работ при разработке месторождений полезных
ископаемых;
Мастерские и зоны по видам работ:
механизации горных работ при разработке месторождений полезных ископаемых;
эксплуатации оборудования горных работ при разработке месторождений полезных
ископаемых;
освоение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
(Машинист бульдозера, машинист экскаватора);
Спортивный комплекс:
Спортивный зал;
Открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий
Залы:

библиотека, читальный зал с выходом в Интернет;

актовый зал.

42

6.1.3. Перечень материально-технического обеспечения и перечень необходимого
комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения
представлен в Приложении 3.
6.2. Применение электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий
Программа сочетает обучение в образовательной организации и на рабочем месте на
базе работодателя с широким использованием в обучении цифровых технологий.
При реализации образовательной программы могут применяться электронное обучение
и дистанционные образовательные технологии.
Не допускается реализация образовательной программы с применением
исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
6.3. Кадровые условия реализации образовательной программы
Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы
установлены в соответствующем ФГОС СПО.
Реализация
образовательной
программы
обеспечивается
педагогическими
работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации
образовательной программы на иных условиях, в том числе из числа руководителей и
работников организаций, направление деятельности которых соответствует области
профессиональной деятельности: 18 Добыча, переработка угля, руд и других полезных
ископаемых, и имеющими стаж работы в данной профессиональной области не менее трех
лет.
Работники, привлекаемые к реализации образовательной программы осваивают
дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации не
реже одного раза в три года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций, в
том числе в форме стажировки, а также в других областях профессиональной деятельности и
(или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия полученных
компетенций требованиям к квалификации педагогического работника.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок),
имеющих опыт деятельности не менее трех лет в организациях, направление деятельности
которых соответствует области профессиональной деятельности, в общем числе
педагогических работников, обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных
модулей образовательной программы, должна быть не менее 25 %.
6.4. Расчеты финансового обеспечения реализации образовательной программы
Расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации
образовательной программы в соответствии с направленностью и квалификацией
осуществляются в соответствии с Перечнем и составом стоимостных групп профессий и
специальностей по государственным услугам по реализации основных профессиональных
образовательных программ среднего профессионального образования – программ подготовки
специалистов среднего звена, итоговые значения и величина составляющих базовых
нормативов затрат по государственным услугам по стоимостным группам профессий и
специальностей, отраслевые корректирующие коэффициенты и порядок их применения,
утверждаемые Минпросвещения России ежегодно.
Финансовое обеспечение реализации образовательной программы, определенное в
соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Федеральным
законом от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», включает
в себя затраты на оплату труда преподавателей и мастеров производственного обучения с
учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за
выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу в соответствии с

43

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по
реализации государственной социальной политики».
Расчетная величина стоимости обучения из расчета на одного обучающегося в
соответствии с рекомендациями федеральных и региональных нормативных документов
составляет 17 435 руб./год.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».