^ Рассмотрено На педагогическом совете Протокол №79 от «24» января 2023 г. Утверждаю о директора ный техникум» .Г.Шадрин января 2023г ПОЛОЖЕНИЕ о повышение квалификации (стажировке) преподавателей и мастеров производственного обучения МОГАПОУ «Горный техникум» 1. Общие положения 1.1.Настоящее положение регулирует процедуру формирования и реализации мо дульной системы повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного МОГАПОУ «Горный техникум» (далее техникум). 1.2. Настоящее положение разработано в соответствии с действующими нормативно -правовыми актами, регламентирующими среднее профессиональное образование. 1.3. Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее, среднее специальное образование, соответствующее профилю преподаваемых учебных дисциплин, междисциплинарных курсов и профессиональных модулей. Опыт деятельности на предприятиях и организациях, соответствующих профессиональной направленности, является обязательным для преподавателей и мастеров производственного обучения, отвечающих за освоение обучающимися профессионального цикла. 1.4.Основной организационной формой повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения является стажировка по индивидуальной программе. 1.5. Организация и реализация программы стажировки может осуществляться как в форме целевой краткосрочной стажировки, так и по проект индивидуальной модульной программе повышения квалификации, в том числе построенной по накопительной системе. Индивидуальная модульная программа стажировки, может быть построена по накопительной системе и состоять из ряда модулей (субмодулей), которые представляют законченный курс. Стажировка возможна на нескольких стажерских площадках различных организаций, профиль деятельности которых соответствует реализуемым в Техникуме специальностям. Стажировка проходит не реже одного раза в три года. При необходимости изучения новых производственных технологий, внедряемых на предприятиях, стажировки преподавателей, и мастеров производственного обучения могут проводиться чаще. 1.6. Целью стажировки является формирование и развитие профессиональных компетенций преподавателей и мастеров производственного обучения колледжа. Стажировка носит практико-ориентированный характер. 1.7. Задачами стажировки являются: совершенствование знаний и умений в психолого-педагогической, научно-профессиональной и общекультурной деятельности на основе современных достижений науки, прогрессивной техники и технологии; ознакомление с новейшими технологиями и перспективами их развития в области соответствующей профилю специальности; освоение инновационных технологий, форм, методов и средств обучения; изучение отечественного и зарубежного опыта оценки уровня квалификации специалистов; выработка предложений по совершенствованию образовательного процесса, внедрению в практику обучения передовых достижений науки, техники и производства. 1.8. Основными видами стажировки являются производственная и педагогическая стажировки. Производственная стажировка проводится в организациях реального сектора эконо мики, профиль деятельности которых соответствует реализуемым в образовательном учреждении специальностям, где стажер приобретает или повышает квалификационную категорию, знакомится с новой техникой, оборудованием, технологией производства соответствующей отрасли, процессами хозяйствования, организацией, экономикой производства. Педагогическая стажировка проводится в учреждениях профессионального образования. Стажер овладевает опытом организации учебной и воспитательной работы, знакомится с современными формами и методами учебно-воспитательной работы, изучает инновационные педагогические технологии. 1.9. Планы и программы стажировок разрабатываются колледжем самостоятельно и согласовываются с предприятиями и организациями. 1.10. Продолжительность стажировок устанавливается индивидуально в зависимости от уровня профессионального образования, целей, опыта работы, профессии (должности) стажера. Срок стажировки преподавателей и мастеров производственного обучения, как правило, устанавливается не менее 72 часов. 1.11. Стажировка может проводиться по месту нахождения колледжа, а также в орга низациях, предприятиях, ведущих научно-исследовательских центрах, имеющих материальные, организационные и кадровые ресурсы для эффективной организации стажировок преподавателей и мастеров производственного обучения системы среднего профессионального образования, находящихся в других регионах. 2. Организация стажировки 2.1. Стажировка организуется с учетом потребностей учебного процесса руководителем образовательного учреждения. 2.2. Организация стажировки преподавателей и мастеров производственного обучения включает в себя: перспективное и ежегодное планирование стажировки, являющееся составной частью программы развития образовательного учреждения; заключение договоров с организациями и предприятиями, соответствующими профилям реализуемых специальностей и/или профессий, осуществляющими стажировку; разработку, согласование и утверждение программы стажировки; проведение стажировки. 2.3. Направление преподавателей и мастеров производственного обучения для про хождения стажировки может осуществляться на основании: решения педагогического совета образовательного учреждения; рекомендации аттестационной комиссии учредителя колледжа; истечения трехлетнего срока с момента последнего профессионального повышения квалификации, стажировки преподавателя или мастера производственного обучения; инициативы самого преподавателя или мастера производственного обучения при наличии согласия принимающей на стажировку организации или предприятия и финансовой возможности образовательного учреждения (досрочно). (Приложение 1) 2.4. Направление преподавателей и мастеров производственного обучения для про хождения стажировки оформляется приказом по техникуму, прием на стажировку приказом по организации (согласно договору о сотрудничестве). 2.5. Руководители организаций, реализующих стажировку преподавателей и мастеров производственного обучения, определяют рабочие места для стажеров; за каждым стажером закрепляется руководитель стажировки из числа наиболее опытных сотрудников или высококвалифицированных рабочих организации, в обязанности которого входят регулярные консультации стажера и контроль результатов его 2 практической деятельности в период стажировки. 2.6. Стажер работает по программе, утвержденной руководителем образовательного учреждения и согласованной с руководителем стажирующей организации и ежедневно ведет дневник о прохождении стажировки. (Приложения 2,3) 2.7. Программа стажировки предусматривает работу непосредственно на рабочем месте по овладению инновационных технологий и приемов труда, связанных с профилем учреждения, ознакомлению с современным оборудованием, экономикой и организацией предприятия, охраной труда. 2.8. Программа стажировки должна содержать: цель, предполагаемые результаты стажировки, критерии оценки результатов, требования к документам, выдаваемым по окончанию стажировки. 2.9. Программа стажировки может предусматривать: самостоятельную теоретическую подготовку; приобретение дополнительных профессиональных компетенций; изучение организации и технологии профессиональной деятельности; работу с нормативно-правовой и иной документацией; выполнение функциональных обязанностей должностных лиц или специалистов (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера); участие в совещаниях, деловых встречах и др. Программы целевых краткосрочных стажировок могут предусматривать изучение какой-либо одной темы, проблемы. 2.10. Программа стажировки определяется с учетом предложений колледжа, направляющего специалистов на стажировку; самих стажеров; рекомендаций ведущих специалистов; содержания основных профессиональных образовательных программ. 3. Содержание индивидуальной модульной программы стажировки 3.1. Содержание индивидуальной модульной программы стажировки преподавателей и мастеров производственного обучения разрабатывается: - руководителем структурного подразделения и стажером; обсуждается на цикловой методической комиссии; согласовывается с руководителем стажирующей организации; утверждается директором техникума. 3.2. Содержание индивидуальной модульной программы стажировки предусматривает: - паспорт программы стажировки; - результаты освоения модульной программы; структуру и содержание стажировки; - условия реализации индивидуальной программы стажировки; контроль и оценку результатов прохождения стажировки. 3.3. Паспорт индивидуальной модульной программы стажировки включает в себя: - область применения программы; вид профессиональной деятельности, соответствующий профессиональным компетенциям; - цели и задачи модуля; - требования к результатам освоения модуля; - количество часов на освоение программы модуля. 3.4. Результатом освоения индивидуальной модульной программы, является вид профессиональной деятельности, перечень общих и профессиональных компетенций, которым овладеет стажер в ходе прохождения стажировки. 3.5. Структура и содержание индивидуальной модульной программы стажировки содержит тематический план стажировки - теоретическое и практическое обучение, обязательные аудиторные занятия, в том числе лабораторные и практические, самостоятельную работу и общее количество часов стажировки. 3 3.6. Программы целевых краткосрочных стажировок могут предусматривать изучение какой-либо одной темы основной профессиональной образовательной программы; изучение одной технологической операции; вида профессиональной деятельности; оборудования или технологии. 4. Документальное оформление стажировки и подведение итогов 4.1. Основным регламентирующим документом для стажера является утвержденная директором колледжа индивидуальная программа стажировки, согласованная с руководителем стажирующей организации (Приложение 2). 4.2. Стажировка преподавателей и мастеров производственного обучения может завершаться квалификационным экзаменом на присвоение или подтверждение установленного разряда (класса, категории) в соответствии с действующим в стажирующей организации порядком (Приложение 4). 4.3. Стажировка преподавателей и мастеров производственного обучения может завершаться защитой портфолио. Портфолио содержит: - свидетельства, подтверждающие эффективность прохождения стажировки или справка о прохождении стажировки; - дневник прохождения стажировки; - сертификат сформированных профессиональных компетенций, заверенные печатью. К портфолио могут быть приложены научные статьи, учебно-методические разработки и пособия и другой материал. 4.4. Документы о стажировке преподавателя или мастера производственного обучения, являются необходимыми для прохождения процедуры аттестации на квалификационную категорию, и копия справки о прохождении категории хранится в личном деле преподавателя или мастера производственного обучения. 5. Порядок финансирования 5.1. Финансирование расходов по прохождению стажировки преподавателями и мастерами производственного обучения, осуществляется за счет средств техникума по установленным нормативам. 5.2. За преподавателями и мастерами производственного обучения, проходящими стажировку в организациях с отрывом от работы, сохраняется должность и средняя заработная плата по месту работы на период прохождения стажировки, по индивидуальной программе.