Положение по итоговому контролю учебных достижений

Рассмотрено
на педагогическом совете
Протокол №81 от «25» января 2023г
на студенческом совете
Протокол № 2 от«25» января 2023г

ПОЛОЖЕНИЕ
ПО ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ
РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРЕДЕЛАХ ОСНОВНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В МОГАПОУ «ГТ»
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение по итоговому контролю учебных достижений обучающихся
при реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования в пределах программы подготовки специалистов среднего звена (далее Положение) разработано на основе Устава техникума, федеральных государственных
образовательных стандартов по специальностям (далее - ФГОС), федерального закона № 273ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации», приказа Министерства
образования и науки РФ № 1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования», Рекомендаций по организации получения среднего
общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования.
1.2. Обязательный минимум содержания образовательной программы среднего общего
образования и требования к уровню подготовки обучающихся устанавливает Федеральный
компонент государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
1.3. Образовательная программа среднего общего образования, реализуемая в пределах
программы подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ) осваивается с учетом
профиля получаемого профессионального образования.
1.4. Освоение образовательной программы среднего общего образования завершается
обязательным итоговым контролем учебных достижений обучающихся, который проводится в
рамках промежуточной аттестации, предусмотренной ФГОС.
1.5. Настоящее Положение освещает процедуры итогового контроля учебных
достижений обучающихся по освоению образовательной программы среднего общего
образования, требования к организации и проведению экзаменов, дифференцированных
зачетов, оценке их результатов.

2

II. Формы проведения итогового контроля
1

2.1. Итоговый контроль учебных достижений обучающихся при реализации
образовательной программы среднего общего образования в пределах ППССЗ проводится в
форме экзаменов и дифференцированных зачетов (зачет с отметкой).
Экзамены проводятся по дисциплинам «Русский язык», «Математика», «Физика»,
«Иностранный язык» за счет времени, выделяемого ФГОС на промежуточную аттестацию.
Дифференцированные зачеты проводятся по всем остальным дисциплинам
общеобразовательного цикла учебного плана ППССЗ за счет учебного времени, выделяемого в
учебном плане на изучение соответствующей общеобразовательной дисциплины.
Экзамены и дифференцированные зачеты проводятся на русском языке (за исключением
учебной дисциплины «Иностранный язык»).
2.2. Экзамены по дисциплинам «Русский язык», «Математика» проводятся письменно;
«Русский язык» - с использованием экзаменационных материалов в виде набора
контрольных заданий либо текста (художественного или публицистического) для изложения с
заданиями творческого характера;
«Математика» - с использованием экзаменационных материалов в виде набора
контрольных заданий, требующих краткого ответа и/или полного решения.
Выбор
вида
экзаменационных
материалов
осуществляется
преподавателем
соответствующей дисциплины.
2.3. Экзамены по профильной дисциплине «Физика» и дисциплине «Иностранный
язык» проводятся устно. Вид экзаменационных материалов определяются преподавателем
соответствующей дисциплины.
2.4. К экзаменам допускаются обучающиеся, завершившие освоение дисциплин
общеобразовательного
цикла
ППССЗ,
имеющие
годовые
отметки
по
всем
общеобразовательным дисциплинам учебного плана не ниже «3 (удовлетворительно)» и
сдавшие дифференцированные зачеты с отметкой не ниже «3 (удовлетворительно)».
2.5. К дифференцированным зачетам допускаются обучающиеся, завершившие
освоение дисциплин общеобразовательного цикла ППССЗ, имеющие годовые отметки по всем
общеобразовательным дисциплинам учебного плана не ниже «3 (удовлетворительно)».
2.6. Дифференцированные зачеты по дисциплинам общеобразовательного цикла
учебного плана ППССЗ проводятся с использованием контрольно-оценочных материалов в
виде набора заданий тестового типа, текста для изложения, в том числе с заданиями
творческого характера, тем для сочинений, рефератов, набора заданий для традиционной
контрольной работы, вопросов для устного опроса обучающихся и др.
Вид и содержание контрольно-оценочных материалов определяется преподавателем
соответствующей дисциплины.
2.7. По выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых дисциплин в любой
избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской,
социальной, художественно-творческой и иной) обучающимися самостоятельно под
руководством преподавателя выполняется индивидуальный проект.

3

f

III. Содержание контрольно-оценочных материалов
3.1. Контрольно-оценочные материалы являются составной частью контрольно­
оценочных средств для проведения дифференцированных зачетов и экзаменов по
дисциплинам общеобразовательного цикла.
3.2. Содержание контрольно-оценочных материалов должно отвечать требованиям к
уровню подготовки обучающихся, предусмотренным стандартом среднего общего
образования по соответствующей общеобразовательной дисциплине и зафиксированным в
примерных программах общеобразовательных дисциплин для специальностей среднего
профессионального образования.
Контрольно-оценочные материалы дополняются критериями оценки их выполнения.
3.3. Содержание контрольно-оценочных материалов и критерии оценки их выполнения
разрабатываются преподавателем соответствующей дисциплины, рассматриваются на
заседании цикловой комиссии и согласовываются с заместителем руководителя по учебной
работе в установленном порядке.
3.4. Контрольно-оценочные материалы для проведения письменных экзаменов с
использованием набора контрольных заданий формируются из двух частей: обязательной,
включающей задания минимально обязательного уровня, правильное выполнение которых
достаточно для получения удовлетворительной отметки «3 (удовлетворительно)», и
дополнительной части с более сложными заданиями, выполнение которых позволяет
повысить удовлетворительную отметку до «4 (хорошо)» или «5 (отлично)».
IV. Проведение экзамена
4.1. Экзамены по дисциплинам общеобразовательного учебного цикла учебного плана
ППССЗ, как правило, проводятся в конце 1-го и 2-го семестров.
4.2. На каждую экзаменационную сессию не позднее, чем за 10 дней до ее начала,
заведующим отделения составляется расписание экзаменов, согласовывается с начальником
учебного отдела и заместителем руководителя по учебной работе, утверждается
руководителем техникума, размещается на бумажном носителе.
При составлении расписания экзаменов для экзаменационной сессии для одной группы
в один день планируется только один экзамен. Интервал между экзаменами должен быть не
менее двух календарных дней. Первый экзамен может быть проведен в первый день
экзаменационной сессии. Перед экзаменом проводятся консультации за счет времени,
отведенного на консультации (промежуточной аттестации дисциплины) и на это планируется
до двух академических часов перед каждым экзаменом.
4.3. Не позднее, чем за месяц до начала сессии, до сведения обучающихся для
подготовки к экзамену доводятся перечень вопросов и (или) практических заданий, условия
подготовки и проведения: перечень наглядных пособий, критерии оценки и форма проведения
экзамена (устная, письменная) и другая необходимая информация.
4.4. Формулировки вопросов и заданий, используемых при составлении
экзаменационного измерительного материала должны быть четкими, краткими, понятными,
исключающими двойное толкование.
4.5. Экзаменационный

контрольно-измерительный

материал

согласовывается

с

4

заместителем руководителя по учебной работе техникума и его содержание до сведения
обучающихся не доводится. В случае использования в следующем учебном году он проходит
процедуру согласования повторно в установленном порядке.
4.6. При подготовке экзаменационного контрольно-измерительного материала в форме
экзаменационных вариантов количество вопросов и практических задач в перечне должно
превышать количество вопросов и практических задач, необходимых для составления
экзаменационных вариантов. Количество экзаменационных вариантов должно быть больше,
чем количество обучающихся в экзаменуемой группе, как минимум на 3. Каждый вариант
должен быть подписан преподавателем, ведущим дисциплину.
4.7. Экзамен проводится в специально подготовленных аудиториях в сроки,
установленные расписанием экзаменационной сессии.
4.8.
•
•
•

К началу экзамена должны быть представлены следующие документы:
контрольно-оценочные средства;
экспертные листы (по балльной системе оценки);
ведомость.

4.9. Во время сдачи устных экзаменов в аудитории может находиться одновременно не
более 68 обучающихся (кроме компьютерных аудиторий).
4.10. При явке на экзамен обучающийся должен иметь при себе зачетную книжку,
которую он предъявляет преподавателю в начале экзамена. Преподавателю предоставляется
право дополнительно задавать теоретические вопросы и давать практические задания в
соответствии с перечнем вопросов и практических задач, рекомендуемых для подготовки к
экзамену по дисциплине.
4.11. Уровень подготовки обучающегося определяется отметками «5 (отлично)», «4
(хорошо)», «3 (удовлетворительно)», «2 (неудовлетворительно)».
Критерии оценки обучающихся устанавливаются на основе экспертного листа, в
основном, по 100 балльной шкале. Рекомендуемые критерии перевода баллов в оценки:
«отлично»: 90-100 баллов
«хорошо»: 75-89 баллов
«удовлетворительно»: 60-74
баллов «неудовлетворительно»:
менее 60 баллов.
Результаты экзамена могут быть оценены дифференцированно отметками по
критериям контрольно-оценочных материалов.
4.12. Отметка, полученная на экзамене, заносится преподавателем в зачетную книжку
обучающегося (кроме «2 (неудовлетворительно)» и ведомость, журнал учебных занятий (в
том числе и «2 (неудовлетворительно)».
4.13. Результаты письменных экзаменов (полученные отметки)
обучающимся на следующий день, устного - в день сдачи экзамена.

сообщаются

4.14. В случае неявки обучающегося на экзамен преподавателем делается запись в
экзаменационной ведомости «не явился».
4.15. В случае не допуска обучающегося на экзамен преподавателем делается запись в
ведомости «не допущен».

5

4.16.
Обучающийся, не явившийся на экзамен либо получивший отметку «2
(неудовлетворительно)», имеет академическую задолженность.
4.17. Обучающимся (их законным представителям) предоставляется возможность
подать в Комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных
отношений апелляцию по процедуре экзаменов и/или о несогласии с полученными
отметками.
Обучающиеся (их законные представители) вправе ознакомиться с письменной
экзаменационной работой, по результатам которой подается апелляция.
Проверка изложенных в апелляции фактов не может проводиться лицами, принимавшими
участие в проведении экзамена по соответствующей общеобразовательной дисциплине и
оценке его результатов.
Решение апелляционной комиссии сообщается обучающемуся (их законному
представителю) не позднее чем через два рабочих дня после подачи апелляции.

Y. Проведение дифференцированного зачета

5.1. Форма
проведения
дифференцированного
зачета
устанавливается
преподавателем самостоятельно (устная, письменная, комбинированная, тестовая).
5.2. При
проведении дифференцированного зачета уровень подготовки
обучающегося
определяется
отметками
«5
(отлично)»,
«4
(хорошо)»,
«3
(удовлетворительно)», «2 (неудовлетворительно)».
Критерии оценки обучающихся могут устанавливаться на основе экспертного листа,
в основном, по 100 балльной шкале.
Рекомендуемые критерии перевода баллов в отметки:
• «отлично»: 90-100 баллов
• «хорошо»: 75-89 баллов
• «удовлетворительно»: 60-74 баллов
• «неудовлетворительно»: менее 60 баллов.
Результаты зачета могут быть оценены дифференцированно отметками по критериям
контрольно-оценочных средств.
5.3. До сведения обучающихся преподавателем заранее доводится форма проведения
дифференцированного зачета, перечень теоретических вопросов и (или) практических
заданий, ситуаций для подготовки к зачету, критерии оценки.
5.4. На основе разработанного и объявленного обучающимся перечня теоретических
вопросов и практических задач, ситуаций, рекомендуемых для подготовки к
дифференцированному зачету, составляются варианты заданий, содержание которых до
обучающихся не доводится.
5.5. Формулировки вопросов, заданий должны быть четкими, краткими, понятными,
исключающими двойное толкование.
5.6. Количество вариантов заданий должно быть больше чем число обучающихся,
сдающих дифференцированный зачет не менее, чем на 3. Каждый вариант должен быть
подписан преподавателем, ведущим дисциплину.
5.7. К началу дифференцированного зачета должны быть подготовлены следующие
документы:
• контрольно-оценочные средства;

6

• экспертные листы;
• ведомость.
5.8. Дифференцированный зачет проводится в подготовленной аудитории.
5.9. На сдачу дифференцированного зачета предусматривается, в основном, два
академических часа на учебную группу за счет объема времени, выделенного на изучение
дисциплины.
5.10. Отметка, полученная на дифференцированном зачете, заносится преподавателем
в зачетную книжку обучающегося (кроме «2 (неудовлетворительно)» и ведомость, журнал
учебных занятий (в том числе и «2 (неудовлетворительно)».
5.11. При явке на дифференцированный зачет обучающийся должен иметь при себе
зачетную книжку, которую он предъявляет преподавателю в начале дифференцированного
зачета. Преподавателю предоставляется право дополнительно задавать теоретические
вопросы и давать практические задания в соответствии с перечнем вопросов и практических
задач, рекомендуемых для подготовки к дифференцированному зачету.
5.12. В случае неявки обучающегося на дифференцированный зачет преподавателем
делается запись в ведомости «не явился».
5.13. В случае не допуска обучающегося на
преподавателем делается запись в ведомости «не допущен».

дифференцированный

зачет

5.14. Обучающийся, не явившийся на зачет, дифференцированный зачет либо
получивший отметку «2 (неудовлетворительно)», «незачет», имеет академическую
задолженность.
VI. Оценка результатов экзаменов, дифференцированных зачетов

6.1. Итоговые отметки по учебным дисциплинам общеобразовательного цикла ППССЗ
определяются как среднее арифметическое годовой отметки, полученной по завершении
изучения соответствующей дисциплины, и отметки, полученной на экзамене или на
дифференцированном зачете. Итоговые отметки выставляются целыми числами в
соответствии с правилами математического округления.
6.2. Положительные итоговые отметки («3», «4», «5») по всем учебным дисциплинам
общеобразовательного цикла учебного плана ППССЗ свидетельствуют, что при реализации
ФГОС среднего общего образования в пределах ППССЗ обучающийся получил среднее общее
образование.
6.3. Результаты оценки учебных достижений обучающихся по дисциплинам
общеобразовательного учебного цикла учебного плана ППССЗ (положительные итоговые
отметки) фиксируются в приложении к диплому о среднем профессиональном образовании.
YII. Порядок ликвидации академической задолженности

7.1. Академическая задолженность должна быть ликвидирована в установленный срок.
7.2. Ликвидация академической задолженности проводится в сроки, установленные
графиком ликвидации академических задолженностей на отделении, который составляется
начальником учебного отдела совместно с заведующим отделения и согласовывается'

7

заместителем руководителя по учебной работе.
7.3. Срок ликвидации академической задолженности устанавливается заведующими
отделений не позднее, чем в течение двух недель после начала семестра, следующего за
данной промежуточной аттестацией.
7.4. По одной и той же дисциплине допускается пересдача экзамена
(дифференцированного зачета) не более двух раз: первый раз - преподавателю, второй раз комиссии.
При первой пересдаче положительная отметка заносится в допуск на пересдачу, в
журнал учебных занятий и в зачетную книжку обучающегося. При отметке «2
(неудовлетворительно)» отметка проставляется преподавателем только в допуске на
пересдачу, который предоставляется обучающимся заведующему отделения и подшивается
им к ведомости.
При второй пересдаче (при комиссии) положительная отметка заносится в допуск на
пересдачу, в журнал учебных занятий и в зачетную книжку обучающегося. При отметке «2
(неудовлетворительно)» отметка проставляется преподавателями (комиссией) только в
допуске на пересдачу, который предоставляется обучающимся заведующему отделения и
подшивается им к ведомости.
7.5. В последний день установленного срока ликвидации академической задолженности
информация о результатах пересдачи заносится в сводную ведомость за семестр классным
руководителем.
YIII. Порядок повышения качества знаний

8.1. Повышение качества знаний обучающимся проводится на основании письменного
заявления обучающегося по согласованию с заведующим отделения, заместителем
руководителя по учебной работе и по разрешению руководителя техникума.
8.2. По результатам учебного года обучающийся может повысить качество знаний не
более чем по 2-м результатам итогового контроля по общеобразовательным дисциплинам в
рамках реализации ППССЗ.
8.3. Результат повышения качества знаний оформляется допуском на пересдачу.
8.4. Результат повышения качества знаний заносится в допуск на пересдачу, в журнал
учебных занятий и в зачетную книжку обучающегося, а также в сводную ведомость за семестр
классным руководителем.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».