Положение об экзамене по профессиональному модулю

Рассмотрено
На педсовете
Протокол №79
от «24» января 2023г

Утверждаю
ОУ «ГТ»
В.Г.Шадрин
января 2023г

Положение об экзамене (квалификационном) по профессиональному модулю
ППКРС/ППССЗ в МОГАПОУ «ГТ»
1.0БЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение регламентирует процедуру проведения экзамена
(квалификационного) в МОГАПОУ «Горный техникум»
1.2. Положение разработано на основании Федерального закона Российской
Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»,
Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального
образования (далее ФГОС СПО) профессий/специальностей, реализуемых в МОГАПОУ
«ГТ», Положения о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации в МОГАПОУ
«ГТ»» (в формате реализации ФГОС).
1.3. Настоящее Положение обязательно для исполнения всеми структурами
Организации, обеспечивающими реализацию образовательного процесса по одной из
ППКРС/ППССЗ.
2.
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ
МОДУЛЮ ППКРС/ППССЗ В ФОРМЕ ЭКЗАМЕНА (КВАЛИФИКАЦИОННОГО)
2.1. Профессиональный
модуль - автономная структурная единица программы
профессионального образования, предусматривающая подготовку к осуществлению
определенной совокупности трудовых функций, имеющих самостоятельное значение для
вида профессиональной деятельности. Профессиональный модуль является структурной
единицей программы основного профессионального образования, а также самостоятельной
программой с обязательной процедурой оценки профессиональных компетенций
обучающегося по ее завершению.
2.2. Промежуточная аттестация
студентов обучающихся по профессиональному
модулю ППКРС/ППССЗ осуществляется в форме -экзамена (квалификационного) за
счет времени, отведенного на промежуточную аттестацию.
2.3.Экзамен
(квалификационный)
представляет
собой
совокупность
регламентированных процедур, посредством которых экспертами-экзаменаторами
производится оценивание профессиональной квалификации или ее части (совокупности
компетенций) обучающихся, завершивших освоение профессионального модуля (модулей)
следующих типов программ, сформированных на основе модульно-компетентностного
подхода:
- программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее - ППКРС);
- программ подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ);
- дополнительных профессиональных образовательных программ, в том числе по­
вышения квалификации и профессиональной переподготовки для освоения нового вида
профессиональной деятельности или получения дополнительной квалификации, которые
реализуются в Организации, достигнутых образовательных результатов обучающихся по
профессиональному модулю требованиям федеральных государственных образовательных
стандартов (далее - ФГОС), их подготовленности к трудовой деятельности по избранной
профессии/специальности.

t

2.5. Экзамен (квалификационный) в зависимости от области профессиональной
деятельности может включать в себя вопросы или тестовые задания для проверки
теоретических знаний полученных при изучении программы ПМ (теоретическая часть) и в
обязательном порядке должен включать в себя один или несколько видов аттестационных
испытаний (практическая часть), направленных на оценку готовности студентов, завер­
шивших освоение профессионального модуля, к реализации вида профессиональной
деятельности:
- Выполнение комплексного практического задания - для оценки готовности к
выполнению вида профессиональной деятельности. Технология оценивания:
со­
поставление продемонстрированных параметров деятельности и/или характеристик
продукта деятельности с заданными эталонами и стандартами по критериям.
- Выполнение серии практических заданий - для оценки готовности к выполнению
отдельных трудовых функций (профессиональных компетенций). Технология оценивания:
сопоставление параметров продемонстрированной деятельности и/или характеристик
продукта деятельности с заданными эталонами и стандартами по критериям.
- Защита курсовой работы (проекта) в рамках ППССЗ СПО. Технология оценива­
ния: сопоставление продукта (проекта) с эталоном (осуществляется экспертамиэкзаменаторами до процедуры защиты) и оценка продемонстрированных на защите умений
посредством экспертных оценок членов аттестационной комиссии. При организации
экзамена (квалификационного) в форме защиты студентом курсовой работы (проекта)
необходимо соблюдение следующих требований: выполнение студентом курсовой работы
(проекта) ориентировано на решение приоритетных комплексных профессиональных задач,
определяемых заказчиками кадров, в том числе организациями, в которых проходит
практика по профилю специальности;
- Защита портфолио. В этом случае экзамен квалификационный может проводиться
поэтапно, с использованием накопительной системы. Отдельные этапы экзамена могут
проводиться дистанционно, без непосредственного присутствия экспертов, но с
представлением в материалах портфолио полученных результатов, выполненного процесса
на электронных носителях. Технология оценивания: сопоставление установленных
квалификационных требований с набором документированных свидетельских показаний,
содержащихся в портфолио.
- Защита проекта. Подготовка и защита проекта используется в тех случаях, когда
оценивание освоения вида деятельности в рамках ПМ, невозможно обеспечить в режиме
«здесь и сейчас». При этом проект может обеспечить оценку всех или большинства
компетенций, относящихся к ПМ. Выбор защиты проекта целесообразен, если его
содержание связано с целевым заказом работодателей, опирается на опыт работы на
практике, отражает уровень освоения закрепленных за модулем компетенций. Тематика
проекта должна быть актуальной, учитывающей современное состояние и перспективы
развития бизнес-процесса. Технология оценивания: сопоставление продукта (проекта) с
эталоном (осуществляется экспертами- экзаменаторами до процедуры защиты) и оценка
продемонстрированных на защите проекта умений посредством экспертных оценок членов
аттестационной комиссии.
2.6. При организации экзамена (квалификационного) по профессиональным модулям
могут использоваться элементы накопительной системы оценивания квалификации сту­
дентов. Отдельные компетенции в составе вида профессиональной деятельности, тру­
доемкость выполнения которых существенно превышает ограниченное время экзамена
(квалификационного), могут быть оценены во время зачета по практике по профилю
специальности при условии присутствия представителя работодателя и надлежащего
документального оформления полученных результатов. В этом случае на экзамен
(квалификационный) представляются соответствующие зачетные ведомости с подписями
работодателей. Решением аттестационной комиссии в ходе экзамена (квалификационного)
производится перезачет данных профессиональных компетенций, что удостоверяется

подписями членов комиссии в экзаменационных ведомостях экзамена (квалификационного).
2.7. Методы оценивания и условия проведения экзамена (квалификационного)
определяются Организацией.
2.8. Преподаватели Организации, привлекаемые .к работе с материалами и
результатами оценочных процедур и имеющие доступ к защищенным информационным
ресурсам,
должны
быть
проинструктированы
о
неразглашении
сведений
конфиденциального характера.
2.9. Необходимое нормативное обеспечение экзамена (квалификационного) включает
в себя:
- ППКРС/ППССЗ;
- годовой график учебного процесса Организации;
- приказы директора Организации о проведении экзаменов (квалификационных) по
профессиональным модулям с указанием сроков и места их проведения, персонального
состава аттестационных комиссий, других необходимых данных (оформляются и доводятся
до сведения заинтересованных лиц не позднее, чем за месяц до проведения каждого экзамена
(квалификационного)).
3.
УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЭКЗАМЕНА
(КВАЛИФИКАЦИОННОГО)
3.1. Экзамен (квалификационный) проводится непосредственно по завершении
обучения по профессиональному модулю. Если профессиональный модуль осваивается
более одного полугодия, экзамен (квалификационный) организуется в последнем семестре
его освоения.
3.2. Возможно проведение комплексного экзамена (квалификационного) по двум или
нескольким профессиональным модулям.
3.3. Условием допуска к экзамену (квалификационному) является успешное освоение
студентом всех структурных единиц модуля: междисциплинарного курса (курсов), учебной
и производственной практик (по профилю специальности), курсового проектирования (если
предусмотрено учебным планом).
3.4. Допуск студентов к экзамену (квалификационному) осуществляется решением
педагогического совета на основании анализа результатов всех элементов промежуточного
контроля (Форма 1).
3.5. В период подготовки к экзамену (квалификационному) проводятся консультации
за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.
3.6.Объектом
оценивания
на
экзамене
(квалификационном)
выступает
профессиональная квалификация студентов, допущенных к экзамену (квалификационному)
или ее часть (совокупность профессиональных компетенций).
3.7.Предметом оценивания является соответствие освоенных профессиональных
компетенций студентов требованиям ФГОС (для ППКРС/ППССЗ СПО), иным
установленным квалификационным требованиям (для программ дополнительного
профессионального образования и профессиональной подготовки).
3.8.Экзамен (квалификационный) в зависимости от профиля и содержания
профессионального модуля, других значимых условий организации образовательного
процесса может проводиться:
- на предприятиях (в организациях) - заказчиках кадров, в том числе по месту про­
хождения кандидатами практики по профилю специальности в рамках профессионального
модуля,
- в специализированных учебных центрах/курсовых комбинатах, в структурах кор­
поративного обучения и внутрифирменной подготовки предприятий соответствующего
отраслевого сегмента областного рынка труда, в ресурсных центрах профессионального
образования,
- в образовательном учреждении, где был реализован данный профессиональный

модуль.
3.9 В соответствии с требованиями ФГОС СПО для проведения экзамена
(квалификационного) должны быть созданы условия, которые максимально приближают
оценочные процедуры к будущей профессиональной деятельности выпускников. В
частности, необходимо обеспечить материально — техническое оснащение оценочных
процедур, характеристики которого регламентируются ФГОС (для обязательной части
ОПОП), заказчиками кадров (для вариативной части ОПОП и программ дополнительного
профессионального образования), иными квалификационными требованиями.
3.10 В целях организации экзамена (квалификационного) приказом директора
Организации (проект приказа готовится заместителем директора по УПР) определяются:
- дата, время и место проведения экзамена (квалификационного);
- персональный состав аттестационной комиссии;
- другие необходимые условия проведения экзамена (квалификационного).
Требования приказа должны быть доведены до сведения всех заинтересованных лиц не
позднее, чем за месяц до проведения экзамена (квалификационного).
3.11. Комплекты оценочных
средств
иинструктивно-методические
материалы для проведения оценочных процедур в рамках экзамена (квалификационного)
готовятся преподавателями Организации, задействованными в реализации данного
профессионального модуля, согласуются с работодателями (в части вариативной
составляющей и требований к образовательным результатам программ дополнительного
профессионального образования).
3.12. Хранятсяоценочные материалы у заместителя директора по учебно­
производственной работе. Электронный вариант оценочных материалов предоставляется в
учебную часть для формирования ФОС.
3.13. Полный набор регламентов проведения экзамена (квалификационного)
доводится до сведения обучающихся в первые два месяца после начала обучения и в первую
неделю реализации программ дополнительного профессионального образования,
профессиональной подготовки.
4. АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЕЕ РАБОТЫ
4.1. По каждому
профессиональному
модулю
формируется
специальная
аттестационная комиссия. В отдельных случаях на основании приказа директора может быть
создана единая аттестационная комиссия для группы родственных профессиональных
модулей.
4.2. В состав аттестационной комиссии включаются:
- председатель комиссии - директор или заместитель директора по УПР;
- представитель работодателя;
- преподаватели, осуществлявшие подготовку студентов по данному ПМ.
- преподаватели профессионального цикла и преподаватели по смежным дисциплинам
и профессиональным модулям, мастера производственного обучения;
- ответственный секретарь комиссии - классный руководитель, куратор группы, за
которым закреплена учебная группа студентов, в которой проводится экзамен
(квалификационный) (без права голоса в процедурах принятия решений);
- представитель организации, на базе которой проходит экзамен (квалификационный),
если он проводится вне Организации (по согласованию).
4.3.Численный состав аттестационной комиссии должен составлять не менее 4 человек,
в том числе не менее 3 специалистов по профилю профессионального модуля, по которому
проводится экзамен (квалификационный).
4.4.
Педагогические работники Организации, принимавшие участие в реализации
профессионального модуля, по которому проходит промежуточная аттестация, могут
участвовать при проведении экзамена (квалификационного) в качестве наблюдателей (без

права голоса в процедурах принятия решений).
4.5. Наблюдателями на экзамене могут выступать также представители обучающихся
и их объединений, профессионального сообщества региона (территории), другие
заинтересованные лица. Решение о допуске наблюдателей в помещение, где проходит
экзамен (квалификационный), принимает председатель аттестационной комиссии.
4.6. Для осуществления функций наблюдателя необходимо за 3 дня до проведения
экзамена (квалификационного) подать заявку на участие ответственному секретарю
аттестационной комиссии, который вносит данные о наблюдателях в протокол экзамена
(квалификационного).
4.7. Ответственный секретарь аттестационной комиссии ведет делопроизводство и
осуществляет следующие организационные функции:
- заполняет ведомость допуска к экзамену (квалификационному) по профессиональ­
ному модулю и знакомит под роспись с ней студентов учебной группы, в которой
проводится экзамен (квалификационный). На основании данной ведомости студент является
допущенным или не допущенным к экзамену (квалификационному) (форма 1);
- заполняет сводную ведомость учета освоения профессионального модуля (форма 2);
- ведет протокол проведения экзамена (квалификационного);
- оформляет сертификаты;
- информирует участников экзамена (квалификационного) о дате, времени и месте его
проведения.
4.8. Преподаватели, осуществлявшие подготовку студентов по данному ПМ,
обеспечивают участников экзамена (квалификационного) комплектами оценочных
средств, а также необходимой документацией: учебно-методической и нормативнорегламентирующей (ГОСТы и. т. д.).
5. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА (КВАЛИФИКАЦИОННОГО)
5.1.
В помещении, где проводится экзамен (квалификационный), должна быть
подготовлена необходимая учебно-методическая и нормативно-регламентирующая
документация, материально-техническое оснащение, в том числе оборудование (при
необходимости) и следующие обеспечивающие оценочные процедуры документы и
материалы:
- утвержденные комплекты оценочных средств по профессиональному модулю, в том
числе инструкции по проведению всех аттестационных испытаний (для каждого студента,
участвующего в квалификационной аттестации), пакет экзаменатора,
- инструкции по технике безопасности при работе с оборудованием и компьютерной
техникой во время квалификационного экзамена (если требуется в связи с условиями
проведения оценивания),
- дополнительные информационные и справочные материалы, регламентированные
условиями оценивания (наглядные пособия, нормативные документы и образцы, базы
данных и т.д.),
- другие необходимые нормативные и организационно-методические документы:
оценочная ведомость по профессиональному модулю (форма 4), аттестационный лист по
практике (форма 5), экзаменационная ведомость (форма 3); журнал учебных занятий;
зачетные книжки.
5.2.Экзамен (квалификационный) считается правомочным, если в его проведении
участвуют не менее 3 членов аттестационной комиссии. Решения принимаются боль­
шинством голосов от числа членов комиссии, присутствующих на заседании. При равенстве
голосов принимается то решение, за которое проголосовал председатель аттестационной
комиссии.
5.3.
Председатель
аттестационной комиссии
перед
началом
экзамена
(квалификационного) проводит инструктаж с экспертами-экзаменаторами по содержанию и

технологии оценивания компетентностных образовательных результатов, распределяет
функции экспертов по организации структурированного наблюдения, консультирует их по
возникающим организационным и методическим вопросам, выдает рабочие комплекты
оценочных средств (комплекты экзаменатора) для осуществления оценочных процедур.
5.4. Студент допускается в
помещение,
где
проводится
экзамен
(квалификационный), при наличии зачетной книжки.
5.5. В ходе экзамена (квалификационного) студенты выполняют задания на
протяжении времени, отведенного на аттестационное испытание, в комплекте оценочных
средств. По завершении установленного времени результаты выполнения заданий
(продукты деятельности студента) сдаются членам аттестационной комиссии. В случае,
когда предметом оценки выступает не только продукт, но и процесс деятельности студента,
проводится наблюдение за его действиями в соответствии с инструкцией для экспертовэкзаменаторов.
5.6. При
квалификационных испытаниях в форме защиты курсовой работы
(проекта) аттестационная комиссия заслушивает и обсуждает доклады, которые
сопровождаются
компьютерными
презентациями
студентов
и предварительно
сформированные экспертные заключения на курсовые работы (проекты).
5.7. Решение о результатах экзамена (квалификационного) выносится аттестационной
комиссией в отсутствии студентов открытым голосованием простым большинством голосов
присутствующих на заседании членов комиссии на основании подсчета результатов по
инструкциям и/или установленным критериям оценки, представленным в комплектах
оценочных средств. Особое мнение члена аттестационной комиссии представляется в
письменном виде и приобщается к протоколу экзамена (квалификационного).
5.8. В оценочных процедурах экзамена (квалификационного) используется
альтернативная дихотомическая шкала оценки. фиксирующая факт достижения или не
достижения студентами планируемых образовательных результатов по профессиональному
модулю. При оценивании выполнения показателей компетенций используется балльная
шкала от 0 до 4 баллов:
0 - показатель не проявлен,
1 - показатель имеет единичные проявления,
2-показатель проявлен частично,
2 - показатель проявлен не в полном объеме,
3 - показатель проявлен в полном объеме.
Если сумма баллов, набранная аттестующим при выполнении задания, составляет 064% от максимально возможного балла, то экзаменационной комиссией выносится оценка 2
«неудовлетворительно».
Если сумма баллов аттестующего составляет 65-75% от максимально возможного
балла - оценка 3 «удовлетворительно»: 75-90% от максимально возможного балла - оценка
4 «хорошо»; 90-100% от максимально возможного балла - оценка 5 «отлично»).
5.9. По результатам сдачи экзамена (квалификационного) ответственным секретарем
аттестационной комиссии делается запись в зачетной книжке аттестованного лица «оценка»
удостоверяется подписью председателя аттестационной комиссии.
5.10. В случае неявки студента на экзамен (квалификационный) секретарем
аттестационной комиссии в сводной ведомости освоения профессионального модуля в
столбце «Экзамен (квалификационный) оценка» производится запись «не явился».
5.11. Повторная
сдача
(пересдача)
квалификационного
экзамена
по
профессиональному модулю проводится на специальном (дополнительном) заседании
аттестационной комиссии не ранее чем через 30 дней.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».