23.02.04 Аннотация к ОПОП 2024

н

i

О

Сусуманзолото
С У С У М А Н С К И Й Г О Р Н О -О Б О Г А Т И Т Е Л Ь Н Ы Й
КОМ БИНАТ

¥

РОИВ в области образования

Магаданское областное государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение "Горный техникум"

ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ»
Среднее профессиональное образование

Образовательная программа

подготовки специалистов среднего звена
Специальность
23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и
оборудования (по отраслям)

На базе основного общего образования
Форма обучения очная
Квалификация (и) выпускника
Техник
Одобрено на заседании педагогического
совета:

Утверждено Приказом МОГАПОУ «ГТ»

Согласовано с предприятием-работодателем
АО «Сусуманский горно-обогатительный
комбинат «Сусуманзолото»

протокол № /З'Лкхг

г.

Лист согласования
, уЦ Е С Т В о

Согласовано

МАГДддн

Согласовано
ц?Гш?ёрноё
/ н иге ство

t /манении

Согласовано

Перечень работодателей - представители кластера, участвующие в разработке данной
ОПОП-П:
1. АО «Сусуманский горно-обогатительный комбинат «Сусуманзолото»
2. АО «Полюс Магадан»

2

Раздел 1. Общие положения

1.1. Назначение основной профессиональной образовательной программы
Настоящая
основная
профессиональная
образовательная
программа
«Профессионалитет» (далее - ОПОП-П) по специальности разработана в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального
образования по специальности 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно­
транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям),
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.01.2018 №45 (далее - ФГОС, ФГОС СПО).
ОПОП-П определяет объем и содержание среднего профессионального образования
по специальности 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных,
строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям), требования к результатам
освоения образовательной программы, условия реализации образовательной программы.
ОПОП-П разработана для реализации образовательной программы на базе
основного общего образования. Основная профессиональная образовательная программа
(далее - образовательная программа) разработана образовательной организацией на основе
требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов
среднего общего и среднего профессионального образования и положений федеральной
основной общеобразовательной программы среднего общего образования, а также с учетом
получаемой профессии/специальности среднего профессионального образования.
1.2. Нормативные документы
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
среднего
профессионального образования по специальности 23.02.04 Техническая эксплуатация
подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)
(Приказ Минобрнауки России 23.01.2018 №45);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам среднего профессионального образования (Приказ
Минпросвещения России от 24.08.2022 г. № 762;
Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего профессионального образования (Приказ Минпросвещения России
от 08.11.2021 № 800) (далее - Порядок);
Положение о практической подготовке обучающихся (Приказ Минобрнауки России
№ 885, Минпросвещения России № 390 от 05.08.2020);
Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется
профессиональное обучение (Приказ Минпросвещения России от 14.07.2023 № 534);
Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования,
реализация образовательных программ по которым не допускается с применением
исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
(приказ Минпросвещения России от 13.12.2023 N 932);
Постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 2020 г. № 1681
«О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального
и высшего образования»;

3

Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391
«Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.09.2014 № 667н;
1.3. Перечень сокращений
ГИА - государственная итоговая аттестация;
ДЭ - демонстрационный экзамен;
МДК - междисциплинарный курс;
ОК - общие компетенции;
ОП - общепрофессиональный цикл;
ООД - общеобразовательные дисциплины;
ОТФ - обобщенная трудовая функция;
ОГСЭ - общий гуманитарный и социально-экономический цикл; ЕН - естественно­
научный и математический цикл;
ПА - промежуточная аттестация;
ПК - профессиональные компетенции;
ПМ - профессиональный модуль;
ОПОП-П
основная
профессиональная
образовательная
программа
«Профессионалитет»;
П - профессиональный цикл;
ПП- производственная практика;
ПДП- Производственная практика по профилю (преддипломная);
ПС - профессиональный стандарт;
ТФ - трудовая функция;
УМК - учебно-методический комплект;
УП - учебная практика;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования.

4

Раздел 2. Основные характеристики образовательной программы
Параметр
Отрасль, для которой разработана
образовательная программа
Перечень профессиональных стандартов,
соответствующих профессиональной
деятельности выпускников (при наличии)
Специализированные допуски для
прохождения практики, в том числе по охране
труда и возраст до 18 лет
Реквизиты ФГОС СПО
Квалификация (-и) выпускника
в т.ч. дополнительные квалификации
Направленности (при наличии)
Нормативный срок реализации на базе ООО

Данные
Горнодобывающая отрасль Профессионалитета

Не требуются

Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.01.2018 №45
Техник
Машинист крана (крановщик)
3 года 10 мес.

Нормативный объем образовательной
программы
на базе ООО или на базе СОО
Согласованный с работодателем срок
реализации образовательной программы
Согласованный с работодателем объем
образовательной программы
Форма обучения

очная

Структура образовательной программы

Объем, в ак.ч.

Обязательная часть образовательной
программы

5 940 академических часа

3 года 10 мес.
5 940 академических часа

2952

в т.ч. в форме практической
подготовки
704

ОГСЭ, ЕН

612

0

общепрофессиональный цикл

612

0

профессиональный цикл

1728

704

в т.ч. практика:
- учебная
- производственная

704
- 308
- 396

704
- 308
- 396

Вариативная часть образовательной
программы
в т.ч. запрос конкретного работодателя
кластера и (или) отрасли (не менее 50%
объема вариативной части образовательной
программы), включая цифровой
образовательный модуль:
Модуль по освоению компетенций цифровой
экономики
Выполнение работ по профессии: "Машинист
автогрейдера"
Выполнение работ по профессии: "Машинист
бульдозера"
ГИА в форме дипломной работы (дипломного
проекта) и демонстрационного экзамена
Всего

1296

834

1296

834

180

36

360

288

756

510

216

144

4464

1682

5

3.1. Область(и) профессиональной деятельности выпускников:
16 Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство, 17 Транспорт область ПД по
ФГОС СПО
3.2. Профессиональные стандарты
Перечень профессиональных стандартов, учитываемых при разработке ОПОП-П:
№

1

2

Код и
Наименование
ПС
16.120
Специалист
по
наладке
подъемных
сооружений

40.174
Машинист
крана общего
назначения

Реквизиты
утверждения

Код и наименование ОТФ

Приказ
Минтруда
России
от
01.03.2017
№219н

А Обеспечение наладки,
технического
обслуживания, монтажа
и ремонта механического
оборудования
подъемных сооружений

Приказ
Минтруда
России
от
01.03.2017
№219н

Код и наименование ТФ

A/01.6 Организация и
обеспечение
технического
обслуживания
механического
оборудования
подъемных сооружений
A/02.6 Организация и
обеспечение
монтажа,
наладки,
ремонта,
реконструкции
и
модернизации
механического
оборудования
подъемных сооружений
А
Эксплуатация A/01.2
Подготовка
монорельсовых тележек, монорельсовых тележек,
электроталей, кран-балок электроталей, кран-балок
при
производстве к работе
монтажных
и A/02.2
Управление
погрузочно­
монорельсовыми
тележками,
разгрузочных работ
электроталями,
кранбалками
при
производстве монтажных
и
погрузочно­
разгрузочных работ
A/03.2
Выполнение
ежесменного
технического
обслуживания
монорельсовых тележек,
электроталей, кран-балок

3.3. Осваиваемые виды деятельности
Наименование видов деятельности

Код и наименование ПМ

Виды деятельности (общие)
Эксплуатация подъемно-транспортных,
строительных, дорожных машин и
оборудования при строительстве,

ПК 1.1. Обеспечивать безопасность движения
транспортных средств при производстве работ;

6

содержании и ремонте дорог (в том
числе железнодорожного пути)

ПК 1.2. Обеспечивать безопасное и
качественное выполнение работ при
использовании подъемно-транспортных,
строительных, дорожных машин и
механизмов;
ПК 1.3. Выполнять требования нормативно­
технической документации по организации
эксплуатации машин при строительстве,
содержании и ремонте дорог.

Техническое обслуживание и ремонт
подъемно-транспортных, строительных,
дорожных машин и оборудования в
стационарных мастерских и на месте
выполнения работ

ПК 2.1. Выполнять регламентные работы по
техническому обслуживанию и ремонту
подъемно-транспортных, строительных,
дорожных машин и оборудования в
соответствии с требованиями технологических
процессов;
ПК 2.2. Контролировать качество выполнения
работ по техническому обслуживанию и
ремонту подъемно-транспортных,
строительных, дорожных машин и
оборудования;
ПК 2.3. Определять техническое состояние
систем и механизмов подъемно-транспортных,
строительных, дорожных машин и
оборудования;
ПК 2.4. Вести учетно-отчетную документацию
по техническому обслуживанию и ремонту
подъемно-транспортных, строительных,
дорожных машин и оборудования.

Организация работы первичных
трудовых коллективов

ПК 3.1. Организовывать работу персонала по
эксплуатации подъемно-транспортных,
строительных, дорожных машин и
оборудования;
ПК 3.2. Осуществлять контроль за
соблюдением технологической дисциплины
при выполнении работ;
ПК 3.3. Составлять и оформлять техническую
и отчетную документацию о работе ремонтно­
механического отделения структурного
подразделения;
ПК 3.4. Участвовать в подготовке
документации для лицензирования

7

производственной деятельности структурного
подразделения.
ПК 3.5. Определять потребность структурного
подразделения в эксплуатационных и
ремонтных материалах для обеспечения
эксплуатации машин и механизмов;
ПК 3.6. Обеспечивать приемку
эксплуатационных материалов, контроль
качества, учет, условия безопасности при
хранении и выдаче топливно-смазочных
материалов;
ПК 3.7. Соблюдать установленные требования,
действующие нормы, правила и стандарты,
касающиеся экологической безопасности
производственной деятельности структурного
подразделения;
ПК 3.8. Рассчитывать затраты на техническое
обслуживание и ремонт, себестоимость
машино-смен подъемно-транспортных,
строительных и дорожных машин.
Виды деятельности по освоению одной
или нескольких профессий рабочих,
должностей служащих
Транспортировка грузов

ПК 1.1. Управлять автомобилями категории "C".
ПК 1.2. Выполнять работы по транспортировке
грузов.
ПК 1.3. Осуществлять техническое обслуживание
транспортных средств в пути следования.
ПК 1.4. Устранять мелкие неисправности,
возникающие во время эксплуатации транспортных
средств.
ПК 1.5. Работать с документацией установленной
формы.
ПК 1.6. Проводить первоочередные мероприятия
на месте дорожно-транспортного происшествия.

Эксплуатация крана при производстве
работ (по видам)

ПК 2.1. Выполнять техническое обслуживание,
определять и устранять неисправности в работе
крана.
ПК 2.2. Производить подготовку крана и
механизмов к работе.
ПК 2.3. Управлять краном при производстве работ.

5.5. Рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) является составной частью
образовательной
программы
и
определяет
содержание
дисциплины
(модуля),
запланированные результаты обучения, составные части учебного процесса, формы и методы
организации учебного процесса и контроля знаний обучающихся, учебно-методическое и
материально-техническое обеспечение учебного процесса по соответствующей дисциплине
(модулю).
Совокупность запланированных результатов обучения по дисциплинам (модулям)
должна обеспечивать формирование у выпускника всех компетенций, установленных ФГОС
СПО.
Рабочие
программы
профессиональных
модулей
и дисциплин,
включая
профессиональные модули по запросу работодателя, приведены в Приложениях 1, 2 к ОПОПП.
5.6. Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы
Цель рабочей программы воспитания - развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,
закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,
бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы по
специальности являются частью программы воспитания образовательной организации и
представлены в Приложении 5.
5.7. Практическая подготовка
Практическая подготовка при реализации образовательных программ СПО направлена
на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции по профилю
образовательной программы путем расширения компонентов (частей) образовательной
программы, предусматривающих моделирование реальных условий или смоделированных
производственных процессов, непосредственно связанных с будущей профессиональной
деятельностью.
Образовательная деятельность в форме практической подготовки:
реализуется, в том числе на рабочих местах АО «Сусуманский горно­
обогатительный комбинат «Сусуманзолото», АО «Полюс Магадан», при проведении всех
видов практики;
включает в себя отдельные лекционного типа, которые предусматривают
передачу учебной информации обучающимся, необходимой для последующего выполнения
работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Образовательная деятельность в форме практической подготовки осуществляется на ...
курсе (-ах) обучения, охватывая дисциплины, профессиональные модули, все виды практики,
предусмотренные учебным планом образовательной программы.
Практическая подготовка организуется в специальных помещениях и структурных
подразделениях образовательной организации, а также в специально оборудованных
помещениях (на рабочих местах) АО «Сусуманский горно-обогатительный комбинат

48

«Сусуманзолото», АО «Полюс Магадан» на основании договора о практической подготовке
обучающихся.
5.8. Государственная итоговая аттестация
Государственная итоговая аттестация осуществляется в соответствии с Порядком
проведения ГИА.
Государственная итоговая аттестация обучающихся проводится в следующей форме
демонстрационного экзамена и защиты дипломного проекта (работы).
Программа ГИА включает общие сведения; примерные требования к проведению
демонстрационного экзамена; описание организации и проведения защиты дипломного
проекта (работы. Программа ГИА представлена в приложении 4.
Раздел 6. Условия реализации образовательной программы
6.1. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательной
программы
6.1.1. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению
реализации образовательной программы установлены в соответствующем ФГОС СПО.
Состав
материально-технического
и
учебно-методического
обеспечения,
используемого в образовательном процессе, определяется в Приложении 3 и рабочих
программах дисциплин (модулей).
6.1.2. Перечень специальных помещений для проведения занятий всех видов,
предусмотренных образовательной программой
Кабинеты:
Гуманитарных дисциплин;
Гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
Математических и естественно-научных дисциплин;
Информатики и информационных технологий;
ОБЖ, охраны труда и техники безопасности;
Общетехнических и специальных дисциплин;
Управления персоналом.
Лаборатории:
Лаборатория электротехники и электроники.
Мастерские и зоны по видам работ:
Слесарная мастерская;
Лаборатория устройства, технической эксплуатации и ремонта выемочно-погрузочных
машин;
Лаборатория электрооборудования путевых и строительных машин;
Лаборатория гидравлического и пневматического оборудования путевых и
строительных машин .
Спортивный комплекс
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в Интернет;
актовый зал.
6.1.3. Перечень материально-технического обеспечения и перечень необходимого
комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения
представлен в Приложении 3.

49

6.2. Применение электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий
Программа сочетает обучение в образовательной организации и на рабочем месте на
базе работодателя с широким использованием в обучении цифровых технологий.
При реализации образовательной программы применяются электронное обучение и
дистанционные образовательные технологии (перечислить наименование дисциплин, МДК
или ПМ).
Не
допускается реализация образовательной
программы
с применением
исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
(указывается, если профессия/специальность входит в Перечень профессий среднего
профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не
допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий)
6.3. Кадровые условия реализации образовательной программы
Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы
установлены в соответствующем ФГОС СПО.
Реализация
образовательной
программы
обеспечивается
педагогическими
работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации
образовательной программы на иных условиях, в том числе из числа руководителей и
работников организаций, направление деятельности которых соответствует области
профессиональной деятельности: 16 Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство, 17
Транспорт’ и имеющими стаж работы в данной профессиональной области не менее трех лет.
Работники, привлекаемые к реализации образовательной программы осваивают
дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации не
реже одного раза в три года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций, в
том числе в форме стажировки, а также в других областях профессиональной деятельности и
(или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия полученных
компетенций требованиям к квалификации педагогического работника.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок),
имеющих опыт деятельности не менее трех лет в организациях, направление деятельности
которых соответствует области профессиональной деятельности, в общем числе
педагогических работников, обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных
модулей образовательной программы, должна быть не менее 25 %.
6.4. Расчеты финансового обеспечения реализации образовательной программы
Расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации
образовательной программы в соответствии с направленностью и квалификацией
осуществляются в соответствии с Перечнем и составом стоимостных групп профессий и
специальностей по государственным услугам по реализации основных профессиональных
образовательных программ среднего профессионального образования - программ подготовки
специалистов среднего звена, итоговые значения и величина составляющих базовых
нормативов затрат по государственным услугам по стоимостным группам профессий и
специальностей, отраслевые корректирующие коэффициенты и порядок их применения,
утверждаемые Минпросвещения России ежегодно.
Финансовое обеспечение реализации образовательной программы, определенное в
соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Федеральным
законом от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», включает
в себя затраты на оплату труда преподавателей и мастеров производственного обучения с
учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за
выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу в соответствии с

50

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по
реализации государственной социальной политики».
Расчетная величина стоимости обучения из расчета на одного обучающегося в
соответствии с рекомендациями федеральных и региональных нормативных документов
составляет 21 405,15 руб./год.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».