Положение о выпускной квалификационной работе ГТ

I
Рассмотрено
на педсовете
Протокол№77 от «20» января 2023г

Положение о выпускной квалификационной работе МОГАПОУ «Горный техникум»
1. Общие положения
1.1 Выпускная квалификационная работа (ВКР) является конечным этапом подготовки
специалиста в профессиональной образовательной организации СПО и показывает степень его
готовности к решению теоретических и практических задач по избранной специальности в
предстоящей профессиональной деятельности.
1.2 В настоящем Положении изложены требования к структуре, содержанию, организации
выполнения и оформления, а также защиты ВКР, как самостоятельного вида учебной
деятельности, на основе нормативных документов к данному виду работ.
1.3 Положение о выпускной квалификационной работе (далее - ВКР) разработано в
соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС)
по специальностям СПО и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего профессионального образования (Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 968 и изменения,
утвержденные приказом Минобрнауки России от 31.01.2014г. №74).
1.4 Выпускная квалификационная работа является документом, выполняемым студентом
по учебному плану на завершающем этапе обучения в лицее. Она представляет собой
комплексную самостоятельную работу, главной целью и содержанием которой является
всесторонний анализ и исследование по одному из вопросов теоретического или практического
характера, соответствующих профилю специальности.
1.5 Основными целями при выполнении ВКР являются:
систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по
специальности и применение этих знаний при решении конкретных научных, экономических,
административных и производственных задач;
развитие навыков ведения самостоятельной работы, анализа и овладения методикой
исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых в квалификационной работе
проблем;
выявление уровня подготовленности студентов для самостоятельной работы в* процессе
предстоящей профессиональной деятельности.
1.6 В ходе выполнения ВКР решаются следующие задачи:
систематизируется и анализируется теоретический материал по теме выпускной
квалификационной работы;
определяется объект, предмет и методы исследования;
осуществляется сбор статистических данных, необходимых для анализа по теме
исследования; проводится анализ собранной информации;
формируются решения и предложения, исходя из результатов анализа.
1.7 Требования к ВКР утверждаются директором МОГАПОУ «ГТ» после их обсуждения на
заседании педагогического совета с участием председателей Государственных экзаменационных
комиссий (далее - ГЭК) (пункт 6 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего профессионального образования (далее - Порядок)).

1.8 Необходимым условием допуска к государственной итоговой аттестации (подготовке и
защите ВКР) является представление документов, подтверждающих освоение студентами
компетенций при из} чтении теоретического материала и прохождении практики по каждому из
основных видов профессиональной деятельности (п. 8.5. ФГОС СПО).
1.9 Подготовка и защита ВКР являются проверкой качества полученных студентом знаний
и умений, практического опыта, сформированное™ общих и профессиональных компетенций,
позволяющих решать профессиональные задачи в будущем.
2. Формы государственной итоговой аттестации
Формами государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего
профессионального образования являются: защита выпускной квалификационной работы;
государственный экзамен (в соответствии с ФГОС среднего образования).
Выпускная квалификационная работа способствует систематизации и закреплению знаний
выпускника по профессии или специальности при решении конкретных задач, а также выяснению
уровня подготовки выпускника к самостоятельной работе.
В зависимости от осваиваемой образовательной программы среднего профессионального
образования выпускная квалификационная работа выполняется в следующих видах: выпускная
практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа - для выпускников,
осваивающих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих; дипломная работа
(дипломный проект) - для выпускников, осваивающих программы подготовки специалистов
среднего звена.
Государственный экзамен по отдельной дисциплине определяет уровень освоения студентом
материала, предусмотренного учебным планом, и охватывает минимальное содержание данной
дисциплины, установленное соответствующим федеральным государственным образовательным
стандартом среднего профессионального образования.
Государственная итоговая аттестация выпускников не может быть заменена оценкой уровня их
подготовки на основе текущего контроля успеваемости и результатов промежуточной аттестации.
3. Определение темы выпускной квалификационной работы
Темой ВКР является разработка одной или нескольких актуальных проблем, связанных с
выбранной специальностью выпускника.
Тема ВКР должна иметь практико-ориентированный характер.
Перечень примерных тем ВКР:
разрабатывается преподавателями междисциплинарных курсов в рамках профессиональных
модулей;
рассматривается соответствующими предметными (цикловыми) комиссиями;
утверждается лицеем после предварительного положительного заключения работодателей (п. 8.3
ФГОС СПО).
Студенту предоставляется право выбора темы ВКР вплоть до предложения своей тематики с
обоснованием целесообразности ее разработки (пункт 13 Порядка). При этом тема ВКР должна
быть предварительно согласована с работодателем.
Обязательное требование - соответствие тематики ВКР содержанию одного или нескольких
профессиональных модулей (п. 8.6 ФГОС СПО).
При определении темы ВКР следует учитывать, что содержание выпускной квалификационной
работы может основываться:
на обобщении и продолжении выполненной ранее студентом курсовой работы, если она
выполнялась в рамках соответствующего профессионального модуля;
на использовании результатов выполненных компетентностно- ориентированных заданий при
подготовке к экзамену по соответствующему профессиональному модулю.
Выбор темы выпускной квалификационной работы студентом осуществляется до начала
производственной практики (преддипломной), так как при ее прохождении студент должен
собрать практический материал для ее выполнения.
Выбранные темы ВКР оформляются приказом директора лицея для каждого студента.
Выпускная квалификационная работа является творческой разработкой и должна содержать
элементы научно-исследовательского поиска, т.к. она способствует подготовке студента к

будущей профессиональной деятельности, позволяет ему получить навыки аналитического,
исследовательского и управленческого характера.
4. Руководство выпускной квалификационной работой
При подготовке выпускной квалификационной работы директор лицея каждому студенту
назначает руководителя и при необходимости консультанта (пункт 13 Порядка).
К руководству ВКР привлекаются высококвалифицированные специалисты. К каждому
руководителю может быть одновременно прикреплено не более 8 студентов.
В обязанности руководителя выпускной квалификационной работы входит:
разработка задания на подготовку ВКР;
разработка совместно со студентами плана работы над ВКР;
оказание помощи студенту в разработке индивидуального графика работы на весь период
выполнения ВКР;
о консультирование студента по вопросам содержания и последовательности выполнения ВКР; о
оказание помощи студенту в подборе необходимых литературных источников; о контроль хода
выполнения ВКР в соответствии с установленным графиком в форме регулярного обсуждения
руководителем и студентом хода работ; о оказание помощи (консультирование студента) в
подготовке презентаций и доклада для защиты ВКР;
о предоставление письменного отзыва на ВКР.
Задание для каждого студента разрабатывается в соответствии с утвержденной темой.
Задание на ВКР рассматривается предметными (цикловыми) комиссиями, подписывается
руководителем ВКР и утверждается заместителем директора по учебной работе или учебнометодической работе в соответствии с должностными обязанностями.
В отдельных случаях допускается выполнение ВКР группой студентов. При этом индивидуальные
задания выдаются каждому студенту.
Задание на ВКР выдается студенту не позднее, чем за две недели до начала производственной
практики (преддипломной).
По завершении студентом написания выпускной квалификационной работы руководитель
проверяет качество работы, подписывает ее и вместе с заданием и своим письменным отзывом
передает заместителю директора, курирующему данное направление.
В отзыве руководителя указываются характерные особенности ВКР, ее достоинства и недостатки,
а также отношение студента к выполнению выпускной квалификационной работы; проявленные
(не проявленные) им способности; оцениваются уровень освоения общих и профессиональных
компетенций, знания, умения и практический опыт студента, продемонстрированные им при
выполнении ВКР, а также степень самостоятельности студента и личный вклад студента в
раскрытие проблем и разработку предложений по их решению. Заканчивается отзыв выводом о
возможности (невозможности) допуска выпускной квалификационной работы к защите, (см.
Приложение 4) Часы консультирования входят в общие часы руководства ВКР, но не более двух
часов в неделю на каждого студента.
5. Структура и содержание выпускной квалификационной работы
ВКР должна содержать следующие структурные элементы:
титульный лист;
задание на выполнение выпускной квалификационной работы;
содержание;
введение;
основную часть (разделы и подразделы);
заключение;
список использованных источников;
приложения.
Каждый структурный элемент ВКР (кроме подразделов) должен начинаться с нового листа.
Объем выпускной квалификационной работы должен составлять 40-50 страниц печатного текста
(без приложений). Текст ВК? должен быть подготовлен с использованием компьютера в Word,
распечатан на одной стороне белой бумаги формата А4 (210 х 297 мм). Цвет шрифта - черный,
межстрочный интервал - полуторный, гарнитура - Times New Roman, размер шрифта - 14 кегль. .
Оформление текста ВКР производится в соответствии с ГОСТ 7.32-2001 «Система стандартов по
информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе.
Структура и правила оформления»

Структуру выпускной квалификационной работы можно представить в виде схемы (см. стр. 13).
6. Организация выполнения выпускной квалификационной работы
Тематика ВКР разрабатывается ведущими преподавателями предметных (цикловых) комиссий с
учетом профиля и специальности обучаемых. Она должна быть актуальной и соответствовать
современному состоянию развития экономики, финансов, юриспруденции, туризма и управления.
В качестве тем выбираются проблемы, существующие в реальной деятельности организаций
(предприятий) и учреждений, где студенты, как правило, проходят преддипломную практику.
Тематика выпускной квалификационной работы должна ежегодно обновляться.
При формировании названия темы следует учитывать следующие особенности:
название должно быть конкретным и кратким, содержать проблему, объект и предмет
исследования;
название не должно быть ни публицистичным, ни информативным, не содержать слова
«проблемы», «роль», «посредством»;
недопустимы неопределенные формулировки (например, «Исследование некоторых вопросов...»),
а также штампы (например, «К вопросу о ...»);
желательно, чтобы название темы состояло из логического подлежащего и логического сказуемого
(например:«Налоговое консультирование
и
информационное
обслуживание
налогоплательщиков: оценка и тенденции»).
На основании утвержденной тематики руководитель ВКР составляет задание и выдает студенту.
После изучения задания составляется календарный план с установлением контрольных сроков
выполнения отдельных этапов выпускной квалификационной работы (см. приложение 3).
Студент обязан выполнять все требования руководителя ВКР, в установленные сроки представлять
ему подготовленные материалы по этапам выполнения работы, посещать консультации по его
указанию.
Содержание выпускной квалификационной работы должно соответствовать заданию.
Наименование темы работы в текстовых материалах должно совпадать с наименованием,
утвержденным приказом директора техникума. ВКР брошюруется в типовую твердую папку,
принятую условиями архивирования документов техникума.
Выпускная квалификационная работа должна носить творческий характер и соответствовать
требованиям к содержанию и оформлению, предъявляемым к отчетам о научно-исследовательской
работе, изложенным в ГОСТ 7.32 - 01.
Выпускная квалификационная работа заключает от 40 до 50 печатных страниц текста формата А4.
Текст работы должен быть четким, качественным. Опечатки и графические неточности,
обнаруженные в тексте, могут быть исправлены при помощи корректора. Наклейки не
допускаются.
Сокращение русских слов и словосочетаний должно соответствовать требованиям установленным
стандартом (ГОСТ 7.12 - 93).
Текст, набранный на компьютере в текстовом редакторе Word for Windows, должен
быть форматирован по ширине листа и оформлен следующим образом: о ширина полей
(параметры страницы): сверху - 2 см, снизу - 2 см, слева - 3 см, справа - 1,5 см; шрифт основного
текста: обычный, размер 14 кегль Times New Roman; межсимвольный интервал
- обычный; межстрочный интервал - полуторный. Абзацный отступ - 1,25. Текст таблиц
набирается прямым шрифтом размером 12(11) кегль, через один интервал; порядковая нумерация
станиц проставляется арабскими цифрами вверху посередине листа, размер шрифта 12 кегль;
о формулы должны быть оформлены в редакторе формул Equation Editor и вставлены в документ
как объект.
Изложение материала выпускной квалификационной работы должно быть кратким, четким, не
допускающим различных толкований.
Изложение материала дипломной работы должно быть кратким, четким, не допускающим
различных толкований. В тексте должны применяться научные и специальные термины,
обозначения и определения, установленные соответствующими стандартами, а при их отсутствии
- общепринятые в литературе по профилю подготовки обучающихся.
В тексте должны применяться научные и специальные термины, обозначения и определения,
установленные соответствующими стандартами, а при их отсутствии - общепринятые в
литературе по профилю подготовки специалиста.
Иллюстрации (рисунки, схемы, графики, диаграммы и др.) и таблицы, расположенные на

отдельных листах включают в общую нумерацию страниц.
Все иллюстрации (графики, схемы, диаграммы, фотографии) размещают сразу после первой
ссылки на них.
После списка использованных источников в выпускной квалификационной работе помещают
приложения. Приложения оформляют как продолжение выпускной квалификационной работы на
последующих листах. В тексте выполненной работы на все приложения должны быть даны
ссылки.
При подготовке студентом рукописи выпускной квалификационной работы особое внимание
следует уделить тому, насколько логично и последовательно изложен материал; выделены ли
основные положения и достаточно ли они аргументированы; удалось ли показать новизну в
выполненной работе; насколько убедительны и доказательны формулировки и выводы.
Одновременно проверяется правильность оформления всех структурных элементов работы.
На заключительном этапе полностью подготовленная и проверенная руководителем выпускная
квалификационная работа подписывается студентом и руководителем. Руководитель готовит
письменный отзыв,
характеризующий процесс выполнения
студентом выпускной
квалификационной работы по всем разделам и на соответствие требованиям по ее содержанию и
оформлению, предъявляемым к данной форме отчетности, положительные стороны и недостатки,
степень активности и самостоятельности автора. Содержание и примерная форма отзыва
руководителя выпускной квалификационной работы представлена в Приложениях 4 и 5. Качество
выполнения ВКР определяется тем, насколько студент овладел навыками сбора исходной
информации, ее обработки, анализа, обобщения и формулировки научно обоснованных выводов,
содержащихся в предлагаемых решениях, а также логической последовательности изложения
материала темы.
7. Рецензирование выпускных квалификационных работ
Выпускные квалификационные работы подлежат обязательному рецензированию. Выполненные
ВКР рецензируются специалистами из числа работодателей, работников других организаций,
преподавателей других образовательных организаций, хорошо владеющих вопросами,
связанными с тематикой ВКР.
Рецензенты ВКР назначаются приказом директора МОГАПОУ «ГТ» не позднее, чем за месяц до
защиты.
Рецензия должна включать: о заключение о соответствии содержания выпускной
квалификационной работы заявленной теме и заданию на нее;
-о оценку качества выполнения каждого раздела выпускной квалификационной работы; о
оценку степени разработки поставленных вопросов, оригинальности решений (предложений),
теоретической и практической значимости работы; о общую оценку ВКР.
На рецензирование одной ВКР должно быть предусмотрено не более пяти часов.
В случае выполнения ВКР несколькими выпускниками, пишется общая рецензия на всю
выпускную квалификационную работу. Содержание рецензии доводится до сведения студента не
позднее, чем за день до защиты ВКР. Внесение изменений в выпускную квалификационную
работу после получения рецензии не допускается.
Заместитель директора по учебной работе при наличии положительного отзыва руководителя и
рецензии решает вопрос о допуске студента к защите и передает ВКР в ГЭК не позднее, чем за
пять Дней до начала государственной итоговой аттестации. Примерное содержание рецензии см.
в Приложении 6.
8. Защита выпускных квалификационных работ
К защите выпускной квалификационной работы допускаются лица, завершившие полный курс
обучения по одной из ОПОП и успешно прошедшие все предшествующие аттестационные
испытания, предусмотренные учебным планом (пункт 17 Порядка).
Защита ВКР проводится на открытом заседании Государственной экзаменационной комиссии с
участием не менее двух третий ее состава (пункт 19 Порядка).
До начала работы Государственной экзаменационной комиссии студенты представляет секретарю
ГЭК следующие материалы:
- выпускную квалификационную работу;
- отзыв руководителя;
- рецензию.
Учебная часть и куратор группы готовят зачетную книжку студента, сводную ведомость с

выпиской из учебного плана и оценками, полученными за весь период обучения, бланки
протоколов заседаний ГЭК.
На защиту выпускной квалификационной работы отводится до 1 академического часа на одного
студента. Процедура защиты устанавливается председателем ГЭК по согласованию с членами
ГЭК и, как правило, включает доклад студента (не более 10-15 минут), чтение отзыва и рецензии,
вопросы членов комиссии, ответы студента. Может быть предусмотрено выступление
руководителя ВКР, а также рецензента, если они присутствуют на заседании Государственной
экзаменационной комиссии.
Во время доклада студент может использовать подготовленный наглядный материал,
иллюстрирующий основные положения ВКР.
В докладе должны найти отражение:
актуальность темы;
- цели и задачи выпускной квалификационной работы;
- характеристика объекта и предмета исследования;
- содержательный анализ проблемы по разделам выпускной квалификационной работы с
привлечением демонстрационных материалов;
- результаты работы, рекомендации и предлагаемые решения, обоснование возможности
их реализации.
В свое выступление студент не должен включать теоретические положения, заимствованные из
нормативных или литературных источников, т.к. они не являются предметом защиты. Внимание
должно быть сосредоточено на собственных разработках. В ходе доклада активное
использование иллюстрационных материалов способствует усилению доказательности выводов
и предложений.
-«
По окончании доклада председатель предлагает членам ГЭК и присутствующим задавать
вопросы выпускнику, относящиеся, в основном, к теме выпускной квалификационной работы, а
также вопросы теоретического и практического характера по дисциплинам, изученным в лицейе.
После ответов на вопросы членов ГЭК зачитываются отзыв и рецензия и студенту дается право
для ответов на замечания рецензента. Если замечания существенные или студент не согласен с
точкой зрения рецензента, то он должен обосновать свое несогласие; если замечания
незначительные, он может с ними согласиться. На этом процесс защиты завершается.
Защита выпускной квалификационной работы каждым студентом оформляется в виде протокола
заседания ГЭК по защите ВКР. В протоколе записываются: итоговая оценка ВКР, присуждение
квалификации и особые мнения членов комиссии. Протоколы заседаний ГЭК по защите ВКР
подписываются председателем, заместителем председателя, секретарем и членами ГЭК.
При определении оценки по защите выпускной квалификационной работы учитываются:
качество устного доклада выпускника, свободное владение материалом ВКР, глубина и точность
ответов на вопросы, отзыв руководителя и рецензия.
Результаты защиты выпускной квалификационной работы обсуждаются на закрытом заседании
1ЭК и оцениваются простым большинством голосов членов Государственной экзаменационной
комиссии, участвующих в заседании. При равном числе голосов мнение председателя является
решающим.
Результаты защиты выпускной квалификационной работы определяются оценками «отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после
оформления в установленном порядке протокола заседания ГЭК (пункты 19, 20, 21 Порядка
проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего
профессионального образования).
Студенту, не прошедшему государственной итоговой аттестации или получившему оценку
«неудовлетворительно» при защите ВКР, выдается справка установленного образца об обучении
в техникуме.
Студент, не прошедший государственной итоговой аттестации по результатам освоения ОПОГ1
или получивший при защите ВКР оценку «неудовлетворительно», имеет право на повторную
защиту не ранее следующего периода работы ГЭК. Порядок повторной защиты ВКР
определяется техникумом (пункт 23 Порядка).
Выполненные студентами выпускные квалификационные работы хранятся после их защиты в
техникуме не менее пяти лет. По истечении указанного срока вопрос о дальнейшем хранении
решается организуемой по приказу руководителя техникума комиссией, которая представляет
предложения о списании ВКР. Списание выпускных квалификационных работ оформляется

соответствующим актом.
Лучшие выпускные квалификационные работы, представляющие учебно-методическую
ценность, могут быть использованы в качестве учебных пособий в кабинетах техникума.
9. Критерии оценки выпускных квалификационных работ
Защита выпускной квалификационной работы заканчивается выставлением оценок по четырех
балльной системе:
«Отлично» выставляется за выпускную квалификационную работу, которая носит
исследовательский характер, имеет грамотно изложенную теоретическую часть, глубокий анализ
и критический разбор практики, логичное, последовательное изложение материала с
соответствующими выводами и обоснованными предложениями. При ее защите выпускник
показывает глубокое знание вопросов темы, свободно оперирует данными исследования и
знаниями нормативных документов, вносит обоснованные предложения, во время доклада
использует раздаточный иллюстрационный материал (графики, таблицы, схемы и др.), свободно
и аргументировано отвечает на поставленные вопросы.
«Хорошо» выставляется за выпускную квалификационную работу, которая носит
исследовательский характер, имеет грамотно изложенную теоретическую часть, в ней
представлены достаточно подробный анализ и критический разбор практики, последовательное
изложение материала с соответствующими выводами, однако с не вполне обоснованными
предложениями. При ее защите выпускник показывает знание вопросов темы, оперирует
данными исследования, вносит предложения по теме исследования, во время доклада использует
раздаточный иллюстрационный материал, без особых затруднений отвечает на поставленные
вопросы, демонстрирует знания нормативных документов.
«Удовлетворительно» выставляется за выпускную квалификационную работу, которая
базируется на практическом материале, но имеет поверхностный анализ и недостаточно
критический разбор практики, в ней просматривается непоследовательность изложения
материала, представлены необоснованные предложения. В отзывах рецензентов имеются
существенные замечания по содержанию и оформлению работы, а также по методике анализа.
При ее защите выпускник проявляет неуверенность, показывает слабое знание вопросов темы и
нормативных документов, не всегда дает исчерпывающие аргументированные ответы на
заданные вопросы.
«Неудовлетворительно» выставляется за выпускную квалификационною работу, которая не
носит исследовательского характера, не имеет анализа, не отвечает требованиям, изложенным в
Методических рекомендациях и указаниях по выполнению дипломных работ. В работе нет
выводов либо они носят декларативный характер. В отзывах научного руководителя и
рецензента имеются критические замечания. При защите выпускной квалификационной работы
выпускник затрудняется отвечать на поставленные вопросы по ее теме, не знает теории вопросов,
при ответе допускает существенные ошибки. К защите не подготовлен раздаточный
иллюстрационный материал.
Литература
1. Федеральный закон. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
№ 273- ФЗ.
. 2. Федеральные государственные образовательные стандарты по специальностям СПО.

3.
Сборник учебно-методических материалов, обеспечивающих реа
основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального
образования экономического профиля в условиях введения ФГОС СПО / под ред. д.э.н.,
профессора Л.И. Гончаренко, к.п.н. H.J1. Гунявиной. - М.: Финансовый университет, 2012.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении
Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам
среднего профессионального образования» от 16 августа 2013 г. № 968.
5. Изменения, которые вносятся в порядок проведения государственной итоговой
аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа
2013 года №968.
6. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования. Учебник. - М.:

Академия, 2009.
7. Скобелева Т.М. Современные технологии обучения в образовательных учреждениях
среднего профессионального образования / Т.М. Скобелева. - М.: Издательский дом «Новый
учебник», 2010 (Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования»),
8. Перевезенцева М.В., Олейникова О.Н., Муравьева А.А. и др. Профессиональные
стандарты как основа подготовки конкурентоспособных работников. Методическое пособие. - М.:
Альфа-М, 2008.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».