Рассмотрено на студенческом совете Протокол №1 от «23» января 2023 г на педагогическом совете Протокол №78 от «23» января 2023г Утверждаю МОГАПОУ «ГТ» /ЧВ.Г.Шадрин :<23» января 2023г Положение о текущем контроле знаний, промежуточной аттестации обучающихся МОГАПОУ «Горный техникум» 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение определяет формы и порядок организации текущего контроля знаний, регламентирует проведение промежуточной аттестации обучающихся МОГАПОУ «ГТ», обучающихся по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования. 1.2. Настоящее положение разработано на основании следующих документов: - Федеральным законом Российской Федерации: «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 года №273-Ф3); Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по профессиям, реализуемыми в МОГАПОУ «ГТ» (далее - Техникум); Уставом МОГАПОУ «ГТ»; Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 464 от 14 июня 2013 г., зарегистр. Министерством юстиции (per. № 29200 от 30 июля 2013 г.); Положением о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 291 от 18 апреля 2013 г., зарегистр. Министерством юстиции (per. № 28785 от 14 июня 2013 г.); Положение по итоговому контролю учебных достижений, обучающихся при реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы в профессиональных образовательных организациях, подведомственных министерству образования и молодежной политики Магаданской области (приказ № 237 от 17.03.2014 г. министерства образования и молодежной политики Магаданской области); Рекомендации по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (Письмо Минобрнауки России от 29.05.2007 №03-1180); Разъяснения по формированию учебного плана основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования/среднего профессионального образования (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.10.2010 №12-696); Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах (утверждена приказом Министерства обороны РФ от 24.02.2010 г. №96 и приказом Минобрнауки России от 24.02.2010 г. №134); 1.3. Текущий контроль знаний и промежуточнаяаттестация обучающихся -составляющие оценки освоения основной профессиональной образовательной программы, которая осуществляется в двух основных направлениях: оценка уровня освоения дисциплин; оценка компетенций обучающихся. Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы. 1.4. Промежуточная аттестация является разделомосновной профессиональной образовательной программы. И проводится по учебным дисциплинам, профессиональным модулям в сроки, пред} смотренные учебными планами училища и календарными графиками. А С 1.5. Целью текущего контроля успеваемости и промежуточной является: аттестации обучающихся определение фактического уровня знаний, умений и навыков, обучающихся по дисциплинам, междисциплинарным курсам, профессиональным модулям учебного плана; определение уровня усвоения образовательных программ; установление соответствия этого уровня требованиям федерального государственного образовательного стандарта. 1.6. Система текущего и промежуточного контроля качества обучения предусматривает решение следующих задач: оценка качества освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы СПО; аттестация обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям, соответствующим основной профессиональной образовательной программы СПО; широкое использование современных контрольно-оценочных технологий; организация самостоятельной работы обучающихся с учетом их индивидуальных способностей; поддержание постоянной обратной связи и принятие оптимальных решений в управлении качеством обучения на уровне преподавателя, методической комиссии, училища. 1.7. МОГАПОУ «ГТ» самостоятельно в выборе оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся. 1.8. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине и профессиональному модулю доводятся МОГАПОУ «ГТ» до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев каждого семестра от начала обучения. 1.9. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются МОГАПОУ «ГТ». самостоятельно. Формирование фонда оценочных средств текущего контроля и промежуточной аттестации обеспечивает преподаватель, мастер производственного обучения учебной дисциплины, междисциплинарного курса, профессионального модуля. 1.10. МОГАПОУ «ГТ» совместно с организациями, участвующими в организации и проведении практики, организовывают процедуру оценки общих и профессиональных компетенций, освоенных обучающимся в ходе прохождения практики. 1.11. Экзамены и дифференцированные зачеты проводятся на русском языке (за исключением учебной дисциплины «Иностранный язык»), 1.12. Для подготовки к промежуточной аттестации проводятся консультации по экзаменационным вопросам за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации. Расписание консультаций и экзаменов утверждается директором техникума и доводится до сведения обучающихся и преподавателей не позднее, чем за две недели до начала промежуточной аттестации. 2. Текущий контроль 2.1. Текущий контроль знаний осуществляется в ходе образовательного процесса в формах, определяемых преподавателем, мастером производственного обучения, которые обеспечивают разработку и формирование блока заданий, используемых для проведения текущего контроля качества обучения. Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного на соответствующую дисциплина, профессиональный модуль, учебную и производственную практики. Результаты текущего контроля успеваемости заносятся в журналы учета и контроля знаний. 2.2. Текущий контроль успеваемости представляет собой контроль освоения обучающимися программного материала учебных дисциплин, междисциплинарных курсов и может иметь следующие виды: входной контроль, оперативный контроль, рубежный контроль по разделу и (или) теме. - Входной контроль обучающихся проводится в начале изучения учебной дисциплины, междисциплинарного курса с целью выстраивания индивидуальной траектории обучения обучающихся, обучающихся на основе контроля их знаний. - Оперативный контроль проводится с целью объективной оценки качества освоения программ учебных дисциплин, междисциплинарных курсов, а также стимулирования учебной работы обучающихся, подготовки к промежуточной аттестации и обеспечения максимальной эффективности учебно воспитательного процесса. Оперативный контроль проводится преподавателем на любом из видов учебных занятий. Оперативный контроль осуществляется в форме: • оценки качества усвоения обучающимися учебного материала на практических и лабораторных занятиях; • проверки посещения обучающимися аудиторных занятий; • тестирования, опроса, оценки выполнения реферата, контрольной работы, домашнего задания, докладов, презентаций; • оценки результатов самостоятельной работы обучающихся и т.д. Формы оперативного контроля выбираются преподавателем исходя из методической целесообразности, специфики учебной дисциплины, междисциплинарного курса. - Рубежный контроль является контрольной точкой по завершению темы или раздела учебной дисциплины или междисциплинарного курса и проводится с целью комплексной оценки уровня освоения компетенций. Рубежный контроль может проводиться в форме контрольной работы, тестирования. 2.3. К формам текущего контроля относятся: устные формы контроля, письменные фор контроля, контроль с помощью технических средств и информационных систем. - Устный опрос позволяет оценить знания обучающегося, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки. К устным формам контроля относятся: - устный индивидуальный опрос - устный фронтальный опрос - собеседование - коллоквиум - публичная защита выполненной работы - семинар Цель устного индивидуального опроса - выявление знаний, умений и навыков отдельных обучающихся. Дополнительные вопросы при индивидуальном контроле задаются при неполном ответе, если необходимо уточнить детали, проверить глубину знаний или же если у преподавателя возникают проблемы при выставлении отметки. - Устный фронтальный опрос - требует серии логически связанных между собой вопросов по небольшому объему материала. При фронтальном опросе ответ обучающегося с места должен быть кратким, лаконичным. Он применяется с целью повторения и закрепления учебного материала за короткий промежуток времени. щ W г 4 - Собеседование - специальная беседа преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, рассчитанная на выяснение объема знаний, обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п. - Коллоквиум - это разновидность устного экзамена, массового опроса, позволяющая преподавателю в сравнительно небольшой срок выяснить уровень знаний обучающихся целой группы по данному разделу курса. Коллоквиум проходит обычно в форме дискуссии, в ходе которой обучающимся предоставляется возможность высказать свою точку зрения на рассматриваемую проблему, учиться обосновывать и защищать ее. Аргументируя и отстаивая свое мнение, обучающийся в то же время демонстрирует, насколько глубоко и осознанно он усвоил изученный материал. - Публичная защита выполненной работы. Контролируемые компетенции: • способность к публичной коммуникации; • навыки ведения дискуссии на профессиональные темы; • владение профессиональной терминологией; • способность представлять и защищать результаты самостоятельно выполненных исследовательских работ; При оценке компетенций должно приниматься во внимание формирование профессионального мировоззрения, определенного уровня культуры, этические навыки, другие значимые профессиональные и личные качества. - Семинар - коллективное обсуждение обучающимися сообщений, докладов, рефератов по определенной проблематике, выполненных ими самостоятельно. - Письменные формы контроля позволяют: • экономить время преподавателя, (затраты времени в два-три раза меньше, чем при устном контроле); • поставить всех обучающихся в одинаковые условия; • разработать равноценные по трудности варианты вопросов; • объективно оценить ответы при отсутствии помощи преподавателя; • проверить обоснованность оценки; • уменьшить субъективный подход к оценке подготовки обучающегося, обусловленного его индивидуальными особенностями. Контроль результатов образования с использованием информационных технологий и систем обеспечивает: • быстрое и оперативное получение объективной информации о фактическом усвоении обучающимся контролируемого материала, в том числе непосредственно в процессе занятий; • возможность детально и персонифицировано представить эту информацию преподавателю для оценки учебных достижений и оперативной корректировки процесса обучения; • формирования и накопления рейтинговых оценок достижений обучающимися по всем дисциплинам и модулям образовательной программы; • • привитие практических умений и навыков работы с информационных ресурсов и средствами; • возможность самоконтроля и мотивации обучающихся в процессе самостоятельной работы. К письменным формам контроля относятся: лабораторная работа, контрольная работа, практическая работа, эссе, тест, реферат, отчет по практикам, научно-исследовательской работе обучающихся. К каждой письменной работе должны быть указаны критерии оценки в процентах и/или баллах. - Лабораторная работа - проведение обучающимися по заданию преподавателя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений. Выполнение лабораторной работой сопровождается записью полученных данных и графическим изображением изученных явлений процессов в форме отчета о проведенном эксперименте. - Контрольная работа является более сложной формой проверки; она может применяться для оценки знаний по дисциплинам всех циклов. Контрольная работа, как правило, состоит из небольшого количества средних по трудности вопросов, задач или заданий, требующих поиска обоснованного ответа. Контрольная работа может занимать часть или полное учебное занятие с разбором правильных решений на следующем занятии. - Практическая работа - самостоятельное выполнение практических работ. Перед практической работой проводится инструктаж. - Эссе - одна из форм письменных работ, небольшая по объему самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем соответствующей дисциплины. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных умозаключений. Это может быть анализ собранных обучающимся конкретных данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации, подробный разбор предложенной преподавателем проблемы с развёрнутыми пояснениями и анализом примеров, иллюстрирующих изучаемую проблему. Качество работы должно оцениваться по следующим критериям: самостоятельность выполнения, способность аргументировать положения и выводы, обоснованность, четкость, лаконичность, оригинальность постановки проблемы, уровень освоения темы и изложения материала (обоснованность отбора материала, использование первичных источников, способность самостоятельно осмыслять факты, структура и логика изложения). Для подготовки эссе обучающемуся предоставляется список тем, список обязательной и дополнительной литературы, требования к оформлению. - Тест является простейшей формой контроля, направленной на проверку освоения теоретического и практического материала, владения терминологическим аппаратом, современными информационными технологиями и конкретными знаниями в области дисциплин. Тест состоит из небольшого количества элементарных задач; может предоставлять возможность выбора из перечня ответов; занимает часть учебного занятия (10-30 минут); правильные решения разбираются на том же или следующем занятии. Частота тестирования определяется преподавателем. - Реферат - форма письменной работы. Реферат представляет собой краткое изложение содержания научных трудов, литературы по определенной научной теме. Объем реферата может достигать 5-10 стр.; время, отводимое на его подготовку - от 2 недель до месяца. Подготовка реферата подразумевает самостоятельное изучение обучающимся нескольких литературных источников (монографий, научных статей и т.д.) по определённой теме, не рассматриваемой подробно на занятиях, систематизацию материала и краткое его изложение. Цель написания реферата - привитие обучающемуся навыков краткого и лаконичного представления собранных материалов и фактов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным отчетам, обзорам и статьям. Для подготовки реферата обучающемуся предоставляется список тем, список обязательной и дополнительной литературы, требования к оформлению. - Отчеты по практикам '"являются специфической формой письменных работ, позволяющей обучающемуся обобщить свои знания, умения и практический опыт, приобретенные за время прохождения учебных и производственных практик. Отчеты по практикам готовятся индивидуально. Отчеты по практикам позволяют контролировать в целом усвоение общих и профессиональных компетенций, обозначенных в ОПОП. Цель каждого отчета - осознать и зафиксировать практический опыт, общие и профессиональные компетенции, приобретенные обучающимся в результате освоения теоретических курсов и полученные им при прохождении практики. - Отчет по научно-исследовательской работе обучающихся (НИРО). При оценивании результатов выполнения НИРО целесообразно использовать критерии, аналогичные оцениванию выпускной квалификационной работы. При оценке качества выполнения НИРО должны приниматься во внимание приобретаемые компетенции, связанные с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры. - Технические формы контроля осуществляются с привлечением разнообразных технических средств. Технические средства контроля (ТС) могут содержать: • программы компьютерного тестирования, • учебные задачи, • комплексные ситуационные задания и т.п. В понятие технических средств контроля может входить оборудование, используемое обучающимся при лабораторных работах и иных видах работ, требующих практического применения знаний и навыков в учебно-производственной ситуации, овладения техникой эксперимента. Электронные тесты являются эффективным средством контроля результатов образования на уровне знаний и понимания. 3. Промежуточная аттестация и система оценки персональных достижений обучающихся 3.1. Промежуточная аттестация проводится непосредственно после завершения освоения программ профессиональных модулей и учебных дисциплин, а также после изучения междисциплинарных . курсов и прохождения учебной и производственной практики в составе профессионального модуля. В случае, если освоение учебной дисциплины или профессионального модуля не заканчивается в конце учебного года, промежуточная аттестация не обязательна. Оценивание и перевод на следующий курс производится по итогам рубежного контроля. Формы и порядок промежуточной аттестации выбираются МОГАПОУ «ГТ» самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения, периодичность промежуточной аттестации определяется рабочими учебными планами. 3.2. Объем времени, отведенный на промежуточную аттестацию, предусмотрен федеральным государственным образовательным стандартом. Количество экзаменов в каждом учебном году в процессе промежуточной аттестации обучающихся не должно превышать 8 экзаменов, а количество зачетов и дифференцированных зачетов - 10 (без учета зачетов по физической культуре). 3.3. Основными формами промежуточной аттестации являются: зачет (дифференцированный зачет) по отдельной дисциплине, междисциплинарному курсу, практикам; экзамен по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу; - комплексный экзамен по двум или нескольким учебным дисциплинам, междисциплинарным курсам; - экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю. Зачет (дифференцированный зачет) 3.4. Промежуточная аттестация в форме зачета (дифференцированного зачета) проводится за счет часов, отведенных согласно учебному плану на освоение соответствующей учебной дисциплины или профессионального модуля. Зачет и дифференцированный зачет как формы промежуточной аттестации могут предусматриваться образовательным учреждением по отдельной дисциплине или составным элементам программы профессионального модуля (МДК, учебная и производственная практика). 3.5. Формой промежуточной аттестации по физической культуре являются зачеты, которые проводятся каждый семестр и не учитываются при подсчете допустимого количества зачетов в учебном году, завершает освоение программы по физической культуре дифференцированный зачет. 3.6. Освоение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для юношей должно завершаться военными сборами, которые проводятся в каникулярное время и не учитываются при расчете учебной нагрузки (приказа Министра обороны и Министерства образования и науки №96/134 от 24 февраля 2010 г. «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах»). 3.7. Дифференцированные зачёты с учетом специфики учебной дисциплины могут проводиться в форме письменной контрольной работы, изложения, изложения с творческим заданием, сочинения, тестирования, а также с привлечением компьютерных технологий и в других формах. Конкретные формы проведения дифференцированных зачётов определяются преподавателем и фиксируются в фонде оценочных средств соответствующей учебной дисциплины. 3.8. Вопросы (задания) к зачету и дифференцированному зачету разрабатываются преподавателем с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов, согласуются на заседании цикловой комиссии и утверждаются заместителем директора по учебно производственной работе. 3.9. При проведении зачета уровень подготовки обучающегося фиксируется в зачетной книжке t словом «зачет». При проведении дифференцированного зачета уровень подготовки обучающегося оценивается в баллах: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно). Оценка, полученная на дифференцированном зачете, заносится в зачетную книжку обучающегося (кроме неудовлетворительной). Экзамен по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу 3.10. Экзамен - это заключительная форма контроля, целью которой является оценка теоретических знаний и практических навыков, способности обучающихся к мышлению, приобретение навыков самостоятельной работы, умение синтезировать полученные знания и применять их при решении практических задач. 3.11. При выборе дисциплин для экзамена училище руководствуется следующими критериями: • Значимостью дисциплины в подготовке специалиста; • Завершенностью изучения учебной дисциплины; • Завершенностью значимого раздела в дисциплине. 3.12. Экзамены принимаются преподавателями, которые проводили занятия по данной учебной дисциплине, междисциплинарному курсу. Состав экзаменационной комиссии утверждается приказом директора ОУ не более 3 человек: -председатель - директор или заместитель директора; -преподаватель по учебной дисциплине; -ассистент - преподаватель той же или родственной учебной дисциплины, или мастер производственного обучения группы. 3.13. Если модуль содержит несколько МДК, по выбору образовательного учреждения возможно проведение комплексного экзамена по всем МДК в составе этого модуля. При этом рекомендуется учитывать результаты текущих форм контроля по каждому из МДК. При выборе учебных дисциплин и (или) междисциплинарных курсов для комплексного экзамена ОУ руководствуется наличием между ними межпредметных связей. При составлении экзаменационных материалов наименование учебных дисциплин, междисциплинарных курсов, входящих в состав комплексного экзамена, указывается в скобках после слов «Комплексный экзамен». В протоколе, зачетной книжке, оценочной ведомости и приложении к диплому по каждой учебной дисциплине, междисциплинарному курсу, входящему в состав комплексного экзамена, выставляется отдельная оценка. 3.14. Экзамен по учебной дисциплине, экзамен (квалификационный), междисциплинарному курсу проводятся в соответствии с установленным графиком учебного процесса. Первый экзамен может проводиться в первый день экзаменационной сессии; Вместе с тем экзамен может проводиться и по завершении изучения учебной дисциплины и междисциплинарного курса без выделения дополнительного времени на подготовку. 3.15. Промежуточная аттестация в форме экзамена, экзамена (квалификационного) проводятся в день, освобожденный от других форм учебной нагрузки. График проведения и расписание экзаменов утверждается директором не позднее, чем за десять дней до начала экзаменов. Расписание экзаменов составляется таким образом, чтобы интервал между экзаменами для каждого обучающегося был не менее двух дней. Начало экзаменов по всем учебным дисциплинам в 9.00 часов по местному времени. 3.16. Форма проведения экзамена может быть устной, письменной, комбинированной. К комбинированной форме может быть отнесен экзамен, состоящий из нескольких частей (например, экзамен по дисциплине, междисциплинарному курсу может включать как устные таки письменные испытания). 3.17. При проведение промежуточной аттестации по общеобразовательным дисциплинам, при реализации программ среднего полного общего образования в пределах профессиональных образовательных программ СПО, обязательные экзамены проводятся по русскому языку, математике и по одной из профильных учебных дисциплин (по усмотрению образовательного учреждения) за счет времени, выделяемого ФГОС СПО на промежуточную аттестацию. - Экзамены по русскому языку и математике проводятся письменно: по русскому языку - с использованием экзаменационных материалов в виде набора контрольных заданий либо текста (художественного или публицистического) для изложения с заданиями творческого характера; по математике - с использованием экзаменационных материалов в виде набора контрольных заданий, требующих краткого ответа и/или полного решения. Выбор вида экзаменационных материалов осуществляется преподавателем соответствующей учебной дисциплины, согласовывается на методической комиссии в течении первых двух месяцев от начала обучения. - Экзамен по профильной, учебной дисциплинам и междисциплинарному курсу определяется на заседании методических комиссиях не позднее, чем за два месяца до окончания текущего учебного года. Экзамен по профильной, учебной, дисциплине и междисциплинарному курсу проводится устно или письменно. Форма проведения экзамена и вид экзаменационных материалов определяются преподавателем соответствующей учебной дисциплины, согласовываются на методических комиссиях до апреля текущего учебного года. 3.18. Содержание экзаменационных материалов должно отвечать требованиям к уровню подготовки выпускников, предусмотренным стандартом среднего полного общего образования по соответствующей общеобразовательной дисциплине и ФГОС СПО по профессиям. Экзаменационные материалы по учебной дисциплине и междисциплинарному курсу, а также для комплексного экзамена включают: • теоретические и практические вопросы, позволяющие оценить степень освоения программного материала учебных дисциплин и междисциплинарных курсов; • проблемные и творческие задания, направленные на оценку и определение уровня, сформированное умений, профессиональных и общих компетенций; • тесты; • кейсы и др. 3.19. Экзаменационные материалы дополняются критериями оценки их выполнения. К критериям оценки уровня подготовки обучающегося относятся; • уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой по учебной дисциплине (дисциплинам), профессиональному модулю в части междисциплинарного курса; • уровень форсированное™ умений обучающимся использовать теоретические знания при выполнении практических задач; • уровень обоснованности, четкости, краткости изложения ответа при соблюдении принципа полноты его содержания; • уровень сформированное общих и профессиональных компетенций. Дополнительным критерием оценки уровня подготовки обучающегося может являться результат учебно-исследовательской, проектной деятельности, промежуточная оценка портфолио обучающегося. 3.20. Содержание экзаменационных материалов и критерии оценки их выполнения разрабатываются преподавателем соответствующей учебной дисциплины, согласовываются с методической комиссией до ноября текущего учебного года. • На основе разработанных экзаменационных материалов преподавателями составляются экзаменационные билеты. Экзаменационные билеты по совокупной сложности должны быть равноценны. Содержание экзаменационных билетов до обучающихся не доводится. 3.21. Экзаменационные материалы для проведения письменных экзаменов с использованием набора контрольных заданий формируются из двух частей: обязательной, включающей задания минимально обязательного уровня, правильное выполнение которых достаточно для получения удовлетворительной оценки (3), и дополнительной части с более сложными заданиями, выполнение которых позволяет повысить удовлетворительную оценку до 4 или 5. 3.22. Продолжительность экзамена: -по русскому языку - 3,5 часа (астрономических); -по математике - 4 часа (астрономических); -по профильным учебным дисциплинам в письменной форме: по физике, информатике и ИКТ- 4 часа; На сдачу устного экзамена по учебной дисциплине и междисциплинарному курсу предусматриваются не более одной трети академического часа на каждого обучающегося, сдачу письменного экзамена - не более четырех часов на учебную группу, на проверку письменного экзамена не более 1/4 академического часа на каждого обучающегося. На сдачу комплексного экзамена предусматривается - не более 1/2 академического часа на каждого обучающегося. 3.23. При проведении экзамена в устной форме учебная группа разбивается на две подгруппы, сдающие экзамен в один день. Каждой подгруппе предлагается полный комплект билетов и приложений к ним. Билеты, по которым были опрошены обучающиеся, не могут использоваться повторно в одной и. той же подгруппе. На подготовку каждому обучающемуся отводится 15-20 минут. Обучающиеся вызываются с таким расчетом, чтобы один из них отвечал, а другие (3-4 человека) готовились к ответу. В тех случаях, когда обучающийся не в состоянии изложить учебный материал на положительную оценку, ему разрешается взять второй билет, но при этом оценка снижается на один балл. 3.24. Члены экзаменационной комиссии выслушивают ответ обучающегося на вопросы билета, не прерывая его и не помогая наводящими вопросами. После ответа, аттестуемому могут быть предложены дополнительные вопросы в пределах программы, если это необходимо для более точного и объективного представления о его знаниях и умениях по данной дисциплине. Примечание', ответ обучающегося не обязательно выслушивать до конца в том случае, если ход ответа позволяет судить об основательном знании им данного вопроса. Оценки, полученные обучающимися на экзаменах в устой форме, должны быть объявлены им после окончания экзамена в данной группе. 3.25. После проведения экзамена, оценки записываются в зачетную книжку и протокол экзамена, который подписывают все члены экзаменационной комиссии. Оценки выставляются цифрой и прописью: «5»-оТлично, «4»-хорошо, «3«-удовлетворительно, (А«-неудовлетворительно. В случае разногласий между членами комиссии в оценке ответа, обучающегося на экзамене, вопрос решается большинством голосов с обязательной записью в протокол экзамена особого мнения члена комиссии не согласного с мнением большинства. Протокол экзамена должен быть сдан в учебную часть не позднее следующего за днем аттестации дня. 3.26. Письменная экзаменационная работа выполняется на бумаге со штампом училища, которая выдается каждому обучающемуся. Письменная работа может быть; выполнена первоначально на черновике. Выполнившие письменную работу, сдают ее вместе с черновиком экзаменационной комиссии и уходят из аудитории, не закончившие работу в отведенное время, сдают ее не оконченной. Работы, выполненные на бумаге без штампа училища, считаются недействительными. Обучающиеся на письменном экзамене могут выходить из аудитории на 3-5 минут только с разрешения экзаменационной комиссии, при этом на черновике записывается время выхода и возвращения в аудиторию. 3.27. Оценки, полученные обучающимися на экзаменах в письменной форме, объявляются по окончании проверки письменных работ, на которую отводится 3 дня, и записываются в протокол экзамена, который подписывают все члены экзаменационной комиссии. Письменные экзаменационные работы обучающихся и их анализ сдаются в учебную часть, срок хранения три года. 3.28. Для обучающихся, получивших неудовлетворительную оценку на экзамене по одной дисциплине, междисциплинарному курсу и допущенных повторно к экзаменам, а также для обучающихся, пропустивших экзамен по уважительной причине, устанавливаются дополнительные сроки их проведения. 3.29. Проверка письменных экзаменационных работ осуществляется после окончания каждого экзамена в течение трех календарных дней, считая день проведения экзамена. 3.30. Обучающийся имеет право при проведении экзамена в письменной форме ознакомиться с проверенной экзаменационной работой и получить разъяснения преподавателя при объявлении оценки. 3.31. В случае несогласия с оценкой письменной экзаменационной работы разрешается, в течение трех календарных дней со дня объявления оценки, подать заявление на имя заместителя директора по учебно-производственной работе с указанием конкретных оснований для апелляции: • несоответствие экзаменационных вопросов программе учебной дисциплины, профессионального модуля в части междисциплинарных курсов; • ошибки в стандартизированных ответах на задачи и тестовые задания. Неудовлетворенность уровнем полученной оценки не может быть основанием для апелляции. 3.32. Для рассмотрения заявления создается апелляционная комиссия в составе трех преподавателей, возглавляемая заместителем директора по учебно-производственной работе, которая утверждается приказом директора ОУ. В сроки, установленные заместителем директора по учебно производственной работе, апелляционная комиссия проводит заседание в присутствии обучающегося и объявляет оценку его работы. Решение комиссии оформляется протоколом за подписью его председателя и является окончательным. Проверка изложенных в апелляции фактов не может проводиться лицами, принимавшими участие в проведении экзамена по соответствующей дисциплине и оценке его результатов. Решение апелляционной комиссии сообщается обучающемуся (их законному представителю) не позднее чем через два рабочих дня после подачи апелляции. Экзамен- (квалификационный) 3.33. Промежуточная аттестация обучающихся по профессиональному модулю ОПОП осуществляется в форме экзамена (квалификационного) за счет времени, отведенного на промежуточную аттестацию. Экзамен (квалификационный) является обязательной формой промежуточной аттестации по профессиональному модулю и проводится по завершению освоения профессионального модуля. Возможно проведение комплексного экзамена (квалификационного) по двум или нескольким профессиональным модулям. 3.34. Экзамен (квалификационный) является формой оценки общих и профессиональных компетенций с участием внешних экспертов - работодателей. Целью его проведения выступает оценка соответствия достигнутых образовательных результатов, обучающихся по профессиональному модулю требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, их подготовленности к трудовой деятельности по избранной профессии. 3.35. Экзамен (квалификационный) в зависимости от области профессиональной деятельности может включать в себя вопросы или тестовые задания для проверки теоретических знаний полученных при изучении программы ПМ (теоретическая часть) и в обязательном порядке должен включать в себя один или несколько видов аттестационных испытаний (практическая часть), направленных на оценку готовности обучающихся, завершивших освоение профессионального модуля, к реализации вида профессиональной деятельности. 3.36. Объектом оценивания на экзамене (квалификационном) выступает профессиональная квалификация обучающихся, допущенных к экзамену (квалификационному) или ее часть (совокупность профессиональных компетенций). Предметом оценивания является соответствие освоенных профессиональных компетенций, обучающихся требованиям ФГОС СПО по профессии. 3.37. В соответствии с требованиями ФГОС СПО для проведения экзамена (квалификационного) должны быть созданы условия, которые максимально приближают оценочные процедуры к будущей профессиональной деятельности выпускников. В частности, необходимо обеспечить материальнотехническое оснащение оценочных процедур, характеристики которого регламентируются ФГОС (для обязательной части ОПОП), работодателями (для вариативной части ОПОП). 3.38. В помещении, где проводится экзамен (квалификационный), должна быть подготовлена необходимая учебно-методическая и нормативно-регламентирующая документация, материальнотехническое оснащение, в том числе оборудование (при необходимости) и следующие обеспечивающие оценочные процедуры документы и материалы: • утвержденные комплекты оценочных средств по профессиональному модулю, в том числе инструкции по проведению всех аттестационных испытаний (для каждого обучающегося, участвующего в квалификационной аттестации), • инструкции по технике безопасности при работе с оборудованием и компьютерной техникой во время квалификационного экзамена (если требуется в связи с условиями проведения оценивания), • дополнительные информационные и справочные материалы, регламентированные условиями оценивания (наглядные пособия, нормативные документы и образцы, базы данных и т.д.), • другие необходимые нормативные и организационно-методические документы. 3.39. Для проведения экзамена (квалификационного) приказом училища создается комиссия в количестве не более 5 человек, в состав которой включается председатель (представитель администрации училища), ведущие преподаватели и мастера производственного обучения, представители работодателей. 3.40. Экзамен (квалификационный) считается правомочным, если в его проведении участвуют не менее 3 членов экзаменационной комиссии. Решения принимаются большинством голосов от числа членов комиссии, присутствующих на заседании. При равенстве голосов принимается то решение, за которое проголосовал председатель экзаменационной комиссии. 3.41. На сдачу экзамена (квалификационного) предусматривается не более одноД второй академического часа на каждого обучающегося. 3.42. По завершении установленного времени результаты выполнения заданий (продукты деятельности обучающегося) сдаются членам экзаменационной комиссии. В случае, когда предметом оценки выступает не только продукт, но и процесс деятельности обучающегося, проводится наблюдение за его действиями. 3.43. Решение о результате экзамена (квалификационного) выносится экзаменационной комиссией в отсутствии обучающихся открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии на основании подсчета результатов установленным критериям оценки, представленным в комплектах оценочных средств. Особое мнение члена экзаменационной комиссии представляется в письменном виде и приобщается к протоколу квалификационного экзамена. 3.44. После проведения экзамена (квалификационного), оценки записываются в зачетную книжку и протокол экзамена, который подписывают все члены экзаменационной комиссии. Оценки выставляются цифрой и прописью: «5»-отлично, «4»-хорошо, «3«-удовлетворительно, «2»-неудовлетворительно. д/ 12 3.45. В случае неявки обучающегося на экзамен (квалификационный) в оценочной ведомости освоения профессионального модуля в столбце «Оценка» производится запись «не явился». 3.46. Повторная сдача (пересдача) экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю проводится на специальном (дополнительном) заседании экзаменационной комиссии не ранее чем через 30 дней. 4. Допуск к промежуточной аттестации, ликвидация академических задолженностей 4.1. К промежуточной аттестации (зачету, дифференцированному зачету, экзамену по учебным дисциплинам, междисциплинарному курсу) допускаются обучающиеся, полностью освоившие программу учебной дисциплины, междисциплинарному курсу, практики. 4.2. К экзамену (квалификационному) допускаются обучающиеся, успешно прошедшие экзамены по междисциплинарным курсам, а также прошедшие практику в рамках данного модуля. К экзамену одновременно по нескольким профессиональным модулям допускаются обучающиеся, успешно прошедшие экзамены по междисциплинарным курсам в рамках всех профессиональных модулей, а также прошедшие учебную и производственную практику в рамках каждого из модулей. 4.3. К аттестации могут быть допущены обучающиеся, имеющие неудовлетворительные оценки («2») не более чем по двум дисциплинам, выносимым на аттестацию. В таком случае эти обучающиеся аттестуются по данным дисциплинам в сроки, установленные для повторной аттестации. 4.4. К аттестации могут быть допущены также, обучающиеся, имеющие годовые неудовлетворительные оценки («2») по одной-двум теоретическим дисциплинам, по которым аттестация не проводится. Таким обучающимся выдают по этим дисциплинам индивидуальные задания и принимают по этим дисциплинам зачеты в сроки, установленные для повторной аттестации. 4.5. Обучающиеся не допускаются к промежуточной аттестации при наличии неудовлетворительной оценки («2») по дисциплине, междисциплинарному курсу, вынесенной на дифференцированный зачет, экзамен. 4.6. Вопрос о допуске обучающихся к промежуточной аттестации обсуждается и принимается на педагогическом совете образовательного учреждения. Решение педагогического совета образовательного учреждения утверждается приказом директора. 4.7. Обучающемуся, не явившемуся на экзамен по уважительной причине, подтвержденной документально, по его заявлению приказом директора техникума устанавливается индивидуальный график сдачи экзаменов. 4.8. В особых случаях при наличии уважительных причин обучающимся, имеющим более 2 неудовлетворительных оценок по ходатайству заместителя директора по учебно-производственной работе, с разрешения директора техникума может быть предоставлена возможность пересдать экзамены и ликвидировать неудовлетворительные оценки в назначенный срок. 4.9. При наличии уважительных причин и документально подтвержденных причин (продолжительная болезнь, семейные обстоятельства) обучающемуся может быть предоставлен академический отпуск. 4.10. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или не прохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность. 4.11. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти текущую и промежуточную аттестацию по соответствующей учебной дисциплине, междисциплинарному курсу, профессиональному модулю не более двух раз в сроки, определяемые образовательным учреждением, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам. •Ч» 4.12. Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации должны использоваться стипендиальной комиссией для назначения государственной академической стипендии обучающимся на следующий семестр. 4.13. Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся на следующий курс условно. 4.14. Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности по основным профессиональным образовательным программам, отчисляются из техникума, как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.