Раздел 1. Общие положения
1.1. Настоящая основная образовательная программа среднего профессионального
образования (далее – ПОП СПО) по специальности 21.02.15 Открытые горные работы
разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по специальности 21.02.15 Открытые горные
работы, утвержденного Приказом Минпросвещения России 17.08.2022 № 744.
ПОП определяет рекомендованный объем и содержание среднего
профессионального образования по специальности 21.02.15 Открытые горные работы,
планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия
образовательной деятельности.
1.2. Нормативные основания для разработки ПОП:
−
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
−
Приказ Минпросвещения России от 08 апреля 2021 г. № 153 «Об
утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ
среднего профессионального образования, проведения их экспертизы и ведения реестра
примерных основных образовательных программ среднего профессионального
образования»;
−
Приказ Минпросвещения России 17.08.2022 г. № 744 «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования по специальности 21.02.15 Открытые горные работы»;
−
Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам среднего профессионального образования»;
−
Приказ Минпросвещения России от 08 ноября 2021 г. № 800 «Об
утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего профессионального образования»;
−
Приказ Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России № 390 от
5 августа 2020 г. «О практической подготовке обучающихся» (вместе с «Положением о
практической подготовке обучающихся»;
1.3. Перечень сокращений, используемых в тексте ПООП:
ФГОС СПО – Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования;
ПОП – примерная основная образовательная программа;
ППССЗ – программа подготовки специалистов среднего звена;
ВД – вид деятельности;
ОК – общие компетенции;
ПК – профессиональные компетенции;
ЛР – личностные результаты;
СГ – социально-гуманитарный цикл;
ОП – общепрофессиональный цикл;
П – профессиональный цикл;
МДК – междисциплинарный курс;
2
ПМ – профессиональный модуль;
ОП – общепрофессиональная дисциплина;
ДЭ – демонстрационный экзамен;
КОД – комплект оценочных документов;
ГИА – государственная итоговая аттестация;
ГЭК – государственная экзаменационная комиссия;
ЦПДЭ – центр проведения демонстрационного экзамена.
Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы
Квалификация, присваиваемая выпускникам образовательной программы:
специалист по горным работам.
При разработке образовательной программы организация устанавливает
направленность, которая соответствует специальности в целом.
Формы обучения: заочная форма обучения.
Объем образовательной программы, реализуемой на базе среднего общего
образования по квалификации: специалист по горным работам – 4464 академических
часа.
Срок получения образования по образовательной программе, реализуемой на базе
среднего общего образования по квалификации: специалист по горным работам – 2 года
10 месяцев. Срок получения образования в заочной форме обучения по сравнению со
сроком получения образования в очной форме увеличивается на 1 год и составит 3 года
10 месяцев.
Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
3.1. Область профессиональной деятельности выпускников1: 18. Добыча,
переработка угля, руд и других полезных ископаемых.
3.2. Соответствие видов деятельности профессиональным модулям и
присваиваемой квалификации:
Наименование профессиональных модулей
Наименование видов деятельности
1
Виды деятельности
Организация и контроль технологических
процессов при проведении открытых
горных работ
Обеспечение функционирования системы
управления охраной труда и промышленной
безопасностью на горном участке
2
ПМ.01 Организация и контроль
технологических процессов при
проведении открытых горных работ
ПМ.02 Обеспечение функционирования
системы управления охраной труда и
промышленной безопасностью на горном
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. № 667н
«О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)»
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный №
34779).
1
3
участке
Организация деятельности персонала на ПМ.03 Организация деятельности
горном участке
персонала на горном участке
Освоение видов работ по одной или
нескольким профессиям рабочих,
должностям служащих
ПМ.04 Выполнение работ по одной или
нескольким профессиям рабочих,
должностям служащих
Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы
4.1. Общие компетенции
Код
компете
нции
Формулировка
компетенции
ОК 01
Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным контекстам
ОК 02
Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации, и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
Знания, умения
Умения: распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном и/или социальном контексте;
анализировать задачу и/или проблему и
выделять её составные части; определять этапы
решения задачи; выявлять и эффективно искать
информацию, необходимую для решения задачи
и/или проблемы; составлять план действия;
определять необходимые ресурсы; владеть
актуальными
методами
работы
в
профессиональной
и
смежных
сферах;
реализовывать составленный план; оценивать
результат и последствия своих действий
(самостоятельно или с помощью наставника)
Знания: актуальный профессиональный и
социальный контекст, в котором приходится
работать и жить; основные источники
информации и ресурсы для решения задач и
проблем в профессиональном и/или социальном
контексте; алгоритмы выполнения работ в
профессиональной и смежных областях; методы
работы в профессиональной и смежных сферах;
структуру плана для решения задач; порядок
оценки
результатов
решения
задач
профессиональной деятельности
Умения: определять задачи для поиска
информации;
определять
необходимые
источники информации; планировать процесс
поиска;
структурировать
получаемую
информацию; выделять наиболее значимое в
перечне информации; оценивать практическую
значимость результатов поиска; оформлять
результаты
поиска,
применять
средства
информационных технологий для решения
4
деятельности
ОК 03
Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной сфере,
использовать знания по
правовой и финансовой
грамотности в различных
жизненных ситуациях.
ОК 04
Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде
ОК 05
Осуществлять устную и
письменную
коммуникацию на
государственном языке
профессиональных
задач;
использовать
современное
программное
обеспечение;
использовать различные цифровые средства для
решения профессиональных задач
Знания:
номенклатура
информационных
источников, применяемых в профессиональной
деятельности;
приемы
структурирования
информации; формат оформления результатов
поиска информации, современные средства и
устройства информатизации; порядок их
применения и программное обеспечение в
профессиональной деятельности в том числе с
использованием цифровых средств
Умения: определять актуальность нормативноправовой документации в профессиональной
деятельности; применять современную научную
профессиональную терминологию; определять и
выстраивать траектории профессионального
развития
и
самообразования;
выявлять
достоинства и недостатки коммерческой идеи;
презентовать идеи открытия собственного дела в
профессиональной деятельности; оформлять
бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по
процентным ставкам кредитования; определять
инвестиционную
привлекательность
коммерческих идей в рамках профессиональной
деятельности;
презентовать
бизнес-идею;
определять источники финансирования
Знания: содержание актуальной нормативноправовой документации; современная научная и
профессиональная терминология; возможные
траектории профессионального развития и
самообразования; основы предпринимательской
деятельности; основы финансовой грамотности;
правила разработки бизнес-планов; порядок
выстраивания
презентации;
кредитные
банковские продукты
Умения: организовывать работу коллектива и
команды; взаимодействовать с коллегами,
руководством,
клиентами
в
ходе
профессиональной деятельности
Знания: психологические основы деятельности
коллектива,
психологические
особенности
личности; основы проектной деятельности
Умения: грамотно излагать свои мысли и
оформлять документы по профессиональной
тематике на государственном языке, проявлять
толерантность в рабочем коллективе
5
ОК 06
ОК 07
ОК 08
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и
культурного контекста
Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на
основе традиционных
российских духовнонравственных ценностей, в
том числе с учетом
гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
Содействовать
сохранению окружающей
среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы бережливого
производства, эффективно
действовать в
чрезвычайных ситуациях
Использовать
средства
физической культуры для
сохранения и укрепления
здоровья
в
процессе
профессиональной
деятельности
и
поддержания
необходимого
уровня
физической
подготовленности
Знания:
особенности
социального
и
культурного контекста; правила оформления
документов и построения устных сообщений
Умения:
описывать
значимость
своей
специальности;
применять
стандарты
антикоррупционного поведения
Знания: сущность гражданско-патриотической
позиции,
общечеловеческих
ценностей;
значимость профессиональной деятельности по
профессии
(специальности);
стандарты
антикоррупционного поведения и последствия
его нарушения
Умения: соблюдать нормы экологической
безопасности;
определять
направления
ресурсосбережения в рамках профессиональной
деятельности по специальности осуществлять
работу с соблюдением принципов бережливого
производства;
организовывать
профессиональную деятельность с учетом
знаний об изменении климатических условий
региона
Знания: правила экологической безопасности
при ведении профессиональной деятельности;
основные
ресурсы,
задействованные
в
профессиональной
деятельности;
пути
обеспечения ресурсосбережения; принципы
бережливого
производства;
основные
направления изменения климатических условий
региона
Умения:
использовать
физкультурнооздоровительную деятельность для укрепления
здоровья,
достижения
жизненных
и
профессиональных
целей;
применять
рациональные приемы двигательных функций в
профессиональной деятельности; пользоваться
средствами профилактики перенапряжения,
характерными для данной специальности
Знания: роль физической культуры в
общекультурном,
профессиональном
и
социальном
развитии
человека;
основы
здорового
образа
жизни;
условия
профессиональной деятельности и зоны риска
физического здоровья для специальности;
6
средства профилактики перенапряжения
ОК 09
Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках
Умения: понимать общий смысл четко
произнесенных высказываний на известные
темы (профессиональные и бытовые), понимать
тексты на базовые профессиональные темы;
участвовать в диалогах на знакомые общие и
профессиональные темы; строить простые
высказывания
о
себе
и
о
своей
профессиональной
деятельности;
кратко
обосновывать и объяснять свои действия
(текущие и планируемые); писать простые
связные
сообщения
на
знакомые
или
интересующие профессиональные темы
Знания: правила построения простых и
сложных предложений на профессиональные
темы; основные общеупотребительные глаголы
(бытовая
и
профессиональная
лексика);
лексический минимум, относящийся к описанию
предметов,
средств
и
процессов
профессиональной деятельности; особенности
произношения;
правила
чтения
текстов
профессиональной направленности
4.2. Профессиональные компетенции
Виды
деятельности
Код и
наименование
компетенции
Организация и
ПК 1.1
контроль
Разрабатывать и
технологических интерпретировать
процессов при
техническую и
проведении
технологическую
открытых горных документацию на
работ
ведение горных и
взрывных работ
Показатели освоения компетенции
Навыки:
– расчета главных параметров карьера,
выбора оптимальной технологической
схемы, комплекта оборудования, расчета
параметров технологических процессов при
ведении открытых горных работ;
– оформления технической документации на
ведение горных и взрывных работ с
использованием автоматизированных
информационных систем
Умения:
− обосновывать главные параметры,
режим горных работ и их механизацию;
− рассчитывать показатели и
технологических процессов и их
оборудования;
− обосновывать технологию горных
работ и
7
соответствующую механизацию;
− заполнять отчетные документы,
разрабатывать наряды и задания,
контролировать их
выполнение, составлять графики работ;
− обосновать применение на уступе
оборудования, соответствующего свойствам
разрабатываемых пород;
− рассчитывать параметры системы
разработки;
− использовать автоматизированные
информационные системы для оформление
технической и технологической
документации;
− интерпретировать техническую и
технологическую документацию на ведение
горных и взрывных работ.
Знания:
− принципы выбора главных
параметров карьера;
− принципы выбора технологии и
механизации открытых горных работ,
способы добычи полезных ископаемых;
− основные технологические
требования и правила безопасности при
ведении открытых горных работ;
− способы добычи твердых полезных
ископаемых, понятие о карьерном поле,
горном и земельном отводе, способы добычи
твердых полезных ископаемых, запасы
полезного ископаемого и его потери при
разработке, влияние на окружающую среду;
− взаимовлияние свойств горных пород
на
расположение горного и транспортного
оборудования на уступе;
− принципы развития горных работ и
порядок отработки залежи;
порядок формирования рабочей зоны
карьера, принципы выбора вскрытия
рабочих горизонтов карьера, характеристики
фронта горных работ, системы открытой
разработки месторождения и ее параметры
ПК 1.2.
Навыки:
Организовывать и
− контроля за проведением открытых
контролировать
горных работ, а также работ по обеспечению
технологические
функционирования оборудования и
процессы на
технических систем горного производства;
участке при
− контроля за технологическими
ведении открытых процессами на участке при ведении
8
горных работ
открытых горных работ, оперативного
выявления и устранения причин нарушений
технологических процессов
Умения:
− планировать перспективные и текущие
планы ведения горных работ на участке;
− оформлять технологические карты по
видам горных работ в соответствии с
требованиями нормативных документов;
− определять на плане направление ведения
горных работ на участке;
− определять на плане горных работ место
установки горной техники и оборудования;
− организовывать и контролировать работу
горнотранспортного оборудования;
− определять по профильным сечениям
элементы залегания полезного ископаемого,
порядок разработки участка;
− рассчитывать объемы вскрышных и
добычных работ на участке, определять
коэффициент вскрыши;
− выбирать схемы ведения горных работ
для заданных горно-геологических и
горнотехнических условий;
выявлять нарушения в технологии ведения
горных работ открытым способом.
Знания:
− технологические процессы, методы и
способы ведения горных работ, технические
средства,
технологические
нормативы,
условия и детальный порядок осуществления
технологических
процессов (технологические регламенты);
− типовые технологические схемы
открытой разработки месторождений
полезных ископаемых;
− главные параметры карьера, вскрытие
карьерного поля, системы открытой
разработки, режим горных работ,
технологию и механизацию открытых
горных работ;
− горно-геологических условия,
назначения и специфика проведения горных
работ;
− системы разработки и схемы
вскрытия месторождений в различных
горно-геологических и горнотехнических
условиях;
− законы и иные нормативные правовые
акты в области геологического изучения,
9
использования и охраны недр и окружающей
среды;
− условия использования
горнодобывающего оборудования
применительно к конкретным задачам.
ПК 1.3.
Навыки:
Организовывать и
- построения графика организации
контролировать
вспомогательных работ для осуществления
ведение работ по технологических процессов открытых
обслуживанию
горных работ;
вспомогательных
- организации работы ремонтной
технологических службы: ежесменное, плановое и сезонное
процессов
обслуживание;
- организации контроля за качеством
выполнения технических осмотров машин и
механизмов за правильной их эксплуатацией
и своевременностью текущих ремонтов.
Умения:
- определять особо опасные ситуации при
ведении горных и взрывных работ;
- определять на плане горных работ место
установки горной техники и оборудования;
- определять направление ведения горных
работ на участке; расположение
транспортных коммуникаций и линий
электроснабжения;
- оценивать качество подготовки забоя
взрывным способом;
- обосновывать выбор оборудования для
механизации взрывных работ;
- строить трассу вскрывающих выработок;
- формировать комплексы основного и
вспомогательного оборудования;
- организовывать рациональную и
безопасную эксплуатацию электроустановок
на карьерах;
- обосновывать выбор напряжений и схем
электроснабжения карьера и его отдельных
участков;
- рассчитывать элементы системы
электроснабжения карьера;
- рассчитывать защитное заземление и
системы освещения карьера.
Знания:
− основные сведения о ремонте горных
машин;
− расчет эксплуатационных
характеристик горных машин и карьерного
транспорта;
− устройство, принцип действия, условия
10
ПК 1.4.
Организовывать и
контролировать
выполнение
взрывных работ
при ведении
открытых горных
работ
применения и правила эксплуатации
карьерного транспорта;
− устройство, принцип действия, область
применения и правила эксплуатации
стационарных машин: насосов,
компрессоров, вентиляторов, подъемных
машин;
− технология осушения и проветривания
горных выработок;
− правила эксплуатации
электрооборудования;
− принципы построения и общую
характеристику систем и элементов
автоматизации горного производства;
− технология осушения и проветривания
горных выработок;
− особенности электрификации и
перспективы развития электроснабжения;
− устройство систем электроснабжения,
их основные элементы на открытых горных
разработках;
− способы и средства защиты
электроустановок и обслуживающего
персонала от поражения током в условиях
горного производства;
− основные методы расчета и
проектирования системы электроснабжения
открытых горных работ;
− принципы и способы эффективной
эксплуатации электрохозяйства карьеров.
− виды, технические характеристики и
правила эксплуатации автотранспорта,
оборудования, энергосетей, приборов и
инструмента, применяемых на открытых
горных работах;
− порядок, правила технического
обслуживания и ремонта применяемого
оборудования.
Навыки:
оформления технической документации на
ведение горных и взрывных работ;
участия в проведении мероприятий по
обеспечению безопасности ведения
взрывных работ.
Умения:
- применять технические и другие
документы, регламентирующие порядок
качества и безопасность выполнения горных
и взрывных работ;
- самостоятельно составлять и читать
11
Обеспечение
функционирован
ия системы
управления
охраной труда и
промышленной
безопасностью на
горном участке
ПК.2.1.
Обеспечивать
производственны
й контроль за
соблюдением
требований
промышленной
безопасности на
горном участке
паспорта буровзрывных работ;
- оценивать влияние свойств горных
пород и состояния породного массива на
выбор технологии и механизации
буровзрывных работ;
- выбирать тип взрывчатых веществ при
расчетах и проектировании взрывных работ;
- различных горно-геологических и
горно-технических условиях;
- рассчитывать процессы превращения
взрывчатых веществ при взрыве и
анализировать результаты производства
взрывных работ;
- контролировать выполнение правил
безопасности при проведении взрывных
работ.
Знания:
- взрывчатые вещества, химические реакции,
протекающие при взрыве;
- классификация взрывчатых веществ по
химическому составу; химические формулы,
химические и физические свойства основных
типов взрывчатых веществ;
- основные химические процессы и
технологии получения взрывчатых веществ
типа
химических соединений; вопросы
химического взаимодействия компонент
взрывчатых веществ с горными породами;
- свойства и классификации горных пород,
параметры состояния породных массивов;
- закономерности изменения свойств
горных пород и породных массивов под
воздействием физических полей.
Навыки:
оперативного контроля за состоянием
промышленной безопасности на рабочих
местах при ведении открытых горных работ;
выявления нарушений при эксплуатации
горнотранспортного оборудования и
технологического процесса ведения горных
работ, которые создают угрозу жизни и
здоровью работников;
Умения:
применять законодательные нормативные
правовые акты Российской Федерации в
области промышленной безопасности;
определять особо опасные ситуации при
производстве горных и взрывных работ;
идентифицировать опасные
12
ПК.2.2.
Содействовать
обеспечению
функционировани
я системы
управления
охраной труда
производственные факторы на горном
участке;
участвовать в разработке локальных
документов организации в области
управления промышленной безопасности;
обеспечивать проверки состояния
промышленной безопасности;
обеспечивать проведение подготовки и
аттестации
работников
в
области
промышленной безопасности
Знания:
законодательство Российской Федерации в
области промышленной безопасности,
технического регулирования;
требования федеральных и региональных
законодательных актов, норм и инструкций в
области промышленной безопасности
ведения горных работ открытым способом;
требования по обеспечению безопасности
технологических процессов, эксплуатации
зданий и сооружений, машин и механизмов,
оборудования, электроустановок,
транспортных средств, применяемых на
участке;
экологические последствия открытых
горных работ и их влияния на окружающую
среду;
план ликвидации аварий, действия в
чрезвычайных и аварийных ситуациях;
способы и средства предупреждения и
локализации опасных производственных
факторов, обусловленных деятельностью
организации;
организация, методы и средства ведения
спасательных работ и ликвидации аварий в
организации
потенциальные факторы риска для жизни и
здоровья людей при эксплуатации горного и
горнотранспортного оборудования;
методы и средства защиты
производственного персонала от возможных
последствий аварий;
Навыки:
проверки технологического объекта на
соответствие требованиям охраны труда
ведения учетной документации по охране
труда
Умения:
участвовать в разработке проектов
локальных нормативных актов с
13
ПК.2.3.
Обеспечивать
контроль за
соблюдением
требований
охраны труда,
включая
состояние
рабочих мест и
оборудования на
горном участке
соблюдением государственных нормативных
требований охраны труда;
использовать системы электронного
документооборота;
пользоваться цифровыми платформами,
справочными правовыми системами, базами
данных в области охраны труда;
использовать прикладные компьютерные
программы для формирования проектов
локальных нормативных актов, оформления
отчетов, создания электронных таблиц
Знания:
требования трудового законодательства
Российской Федерации и законодательства
Российской Федерации в области охраны
труда, в том числе о техническом
регулировании, о промышленной, пожарной
безопасности,
о
санитарноэпидемиологическом
благополучии
населения;
требования
к
документационному
обеспечению систем управления охраной
труда;
требования к порядку расследования
несчастных случаев
Навыки:
оперативного контроля рабочих мест и
оборудования;
обеспечения исполнения мероприятий по
улучшению условий труда, разработанных
по результатам специальной оценки условий
труда;
контроля применения персоналом средств
коллективной и индивидуальной защиты;
Умения:
применять методы оценки вредных и (или)
опасных
производственных
факторов,
опасностей;
идентифицировать
факторы
производственной среды и трудового
процесса;
обеспечивать проведение производственного
контроля условий труда, специальной
оценки условий труда
Знания:
источники и характеристики вредных и (или)
опасных факторов производственной среды
и трудового процесса, их классификация;
методы
идентификации
потенциально
вредных и (или) опасных производственных
14
ПК.2.4.
Обеспечивать
проведение
мероприятий,
направленных на
снижение
профессиональны
х рисков
Организация
деятельности
персонала
на
горном участке
ПК 3.1.
Обеспечивать
выполнение
плановых
показателей на
горном участка
факторов; основные вопросы гигиенической
оценки и классификации условий труда;
перечень мероприятий по улучшению
условий и охраны труда
Навыки:
выявления,
анализа
и
оценки
профессиональных рисков;
предупреждения производственного
травматизма и профзаболеваний;
действия в аварийных ситуациях;
оказания первой помощи пострадавшим
Умения:
применять
методы
оценки
профессиональных рисков на рабочих
местах;
разрабатывать меры управления рисками на
основе анализа принимаемых мер и
возможности
дальнейшего
снижения
уровней профессиональных рисков;
проводить аварийно-спасательные работы;
владеть приемами оказания первой помощи
пострадавшим
Знания:
порядок оценки профессиональных рисков;
перечень мероприятий по снижению уровней
профессиональных рисков;
правила
поведения
при
авариях
и
инцидентах;
плана ликвидации аварии (ПЛА) при
проведении открытых горных работ
методы и средства оказания первой помощи
пострадавшим при несчастных случаях и
авариях
Навыки:
руководства коллективом смены на участке
работ, отвечающим за рациональную
организацию производственного процесса в
соответствии
с
требованиями
технологических,
производственных
инструкций и правил безопасности при
проведении открытых горных работ;
определения потребности в технических
средствах, инструменте, материалах и
услугах
вспомогательных
служб,
организации и контроля их обеспечения;
Умения:
обеспечивать и контролировать выполнение
технологии и графиков работ;
составлять производственную сводку по
результатам деятельности горного участка;
15
ПК 3.2.
Анализировать
процесс и
результаты
деятельности
персонала
участка,
планировать и
организовывать
мероприятия,
направленные на
повышение
производительнос
ти труда за счет
устранения всех
видов потерь
ПК.3.3.
Обеспечивать
мотивацию и
стимулирование
трудовой
деятельности
персонала
определять
факторы,
влияющие
на
себестоимость работ и факторы, влияющие
на производительность труда по участку;
вести первичный учет выполняемых работ;
Знания:
область экономики горного производства и
технологии
открытой
разработки
месторождений;
организационно-распорядительных
документов,
Единый
тарифноквалификационный справочник работ и
профессий рабочих (ЕКТС), касающиеся
производства горных работ;
нормы выработки для персонала участка;
факторы, влияющих на производительность
труда;
системы оплаты труда;
Навыки:
выполнения технико-экономических
показателей деятельности участка при
проведении открытых горных работ;
осуществления количественного и
качественного учета выполненных работ;
Умения:
обеспечивать условия по сокращению
простоев и всех видов потерь;
определять потребности горного участка в
технических средствах, инструменте,
материалах и услугах вспомогательных
служб, организации и контроле их
обеспечения;
Знания:
основные показатели деятельности горного
участка:
действующие положения по оплате труда
работников
порядок,
правила
технического
обслуживания и ремонта применяемого
оборудования;
нормы и расценки на горные работы,
порядок их пересмотра;
Навыки:
организации трудовых отношений в
коллективе на основе современных методов,
принципов управления, передового
производственного опыта, технических,
финансовых, социальных и личностных
факторов;
разработки предложений по повышению
мотивации работников к безопасному труду
16
ПК. 3.4.
Проводить
инструктажи по
охране труда и
промышленной
безопасности
Освоение видов
работ по одной
или нескольким
профессиям
рабочих,
и их заинтересованности в улучшении
условий труда
Умения:
оценивать трудовую дисциплину и трудовое
участие персонала в производственной
деятельности подразделения;
решать конфликтные ситуации в коллективе;
оценивать мотивационные потребности
персонала;
владеть
приемами
морального
стимулирования персонала и управления
конфликтными ситуациями
выстраивать эффективные коммуникации с
коллегами и руководством
Знания:
методы мотивации и стимулирования
работников к безопасному труду;
управления конфликтами;
факторы, влияющие на психологический
климат в коллективе;
принципы делового общения в коллективе;
основы менеджмента
Навыки:
проведения
инструктажа
работников
опасных производственных объектов о
соблюдении требований охраны труда и
промышленной безопасности;
выдачи задания (наряда) на проведение
открытых горных работ на основании рискориентированного подхода
Умения:
анализировать и доводить до подчиненных
возможные места и причины возникновения
опасных производственных ситуаций;
Знания:
виды инструктажей;
инструкции по охране труда и
промышленной безопасности;
правил внутреннего распорядка организации
порядок выдачи нарядов и порядок допуска
работников к выполнению нарядов
Навыки:
Умения:
17
должностям
служащих 2
Знания:
Данный модуль формируется образовательной организацией для специалистов среднего звена в
соответствии с принятым решением по выбору профессии(ий) рабочих, должности(ей) служащих в
соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 июля 2013 г.
№513. Виды деятельности образовательная организация выбирает самостоятельно в соответствии с
потребностями регионального рынка труда из видов деятельности, указанных в п. 1.3 ФГОС СПО
Результаты могут быть скорректированы в случае появления профессиональных стандартов по данным
позициям.
2
18
Раздел 5. Структура образовательной программы
5.1. Учебный план
5.2. Примерный календарный учебный график
Индекс
5.2.1. По программе подготовки специалистов среднего звена
1 курс
Компонен
ты
программ
ы
С
Г.
0
0
Социальн
огуманита
рный
цикл
С
Г.
0
1
История
России
С
Г.
0
2
С
Г.
0
3
С
Г.
0
Иностранн
ый язык в
профессио
нальной
деятельно
сти
Безопасно
сть
жизнедеят
ельности
Физическа
я культура
П
Н
сентябр
ь
П
Н
октябр
ь
П
Н
ноябрь
П
Н
декабрь
П
Н
январь
П
Н
феврал
ь
П
Н
П
Н
апрель
П
Н
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
0
1
1
1
2
1
3
1
4
1
5
1
6
1
7
1
8
1
9
2
0
2
1
2
2
2
3
2
4
2
5
2
6
2
7
2
8
2
9
3
0
3
1
3
2
3
3
3
4
3
5
3
6
3
7
3
8
3
9
4
0
4
1
4
2
4
3
4
4
4
5
4
6
4
7
4
8
4
9
5
0
5
1
5
2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
0
1
1
1
2
1
3
1
4
1
5
1
6
1
7
1
8
1
9
2
0
2
1
2
2
2
3
2
4
2
5
2
6
2
7
2
8
2
9
3
0
3
1
3
2
3
3
3
4
3
5
3
6
3
7
3
8
3
9
4
0
4
1
4
2
4
3
4
4
4
5
4
6
4
7
4
8
4
9
5
0
5
1
5
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
март
П
Н
май
П
Н
июнь
П
Н
июль
август
19
4
О
П
.0
0
О
П
.0
1
О
П
.0
2
О
П
.0
3
О
П
.0
4
П
.
0
0
П
М
.
0
1
М
Д
К
0
1.
0
1
М
Д
К
0
Общепро
фессиона
льный
цикл
Инженерн
ая графика
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Электроте
хника и
электрони
ка
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Техническ
ая
механика
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Геология
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Професси
ональный
цикл
Организа
ция и
контроль
технологи
ческих
процессов
при
проведени
и
открытых
горных
работ
Основы
горного
дела
Технологи
я добычи
полезных
ископаемы
20
х
открытым
способом
Обеспече
ние
функцион
ирования
системы
П управлен
М ия
.
охраной
0
труда и
2
промышл
енной
безопасно
стью на
горном
участке
М Система
Д
управлени
К
я охраной
0
труда в
2. горной
0
организац
1
ии
Система
управлени
М
я
Д
промышле
К
нной
0
безопасно
2.
стью в
0
горной
2
организац
ии
Промежут
очная
аттестация
Вариативная
часть
образовательн
ой программы
Всего час.
в неделю
учебных
занятий
1.
0
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
1
8
1
8
1
8
1
8
1
8
1
8
1
8
1
8
1
8
1
8
1
8
1
8
1
8
1
8
1
8
1
8
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
21
Индекс
2 курс
СГ
.00
СГ
.02
СГ
.04
СГ
.05
СГ
.06
О
П.
00
О
П.
05
Компонен
ты
программ
ы
Социально
гуманитар
ный цикл
Иностранн
ый язык в
профессио
нальной
деятельнос
ти
Физическая
культура
Основы
бережливог
о
производст
ва
Основы
финансово
й
грамотност
и
Общепроф
ессиональ
ный цикл
Цифровые
технологии
в
профессио
нальной
деятельнос
ти
П
Н
сентябр
ь
П
Н
октябр
ь
П
Н
ноябрь
П
Н
декабрь
П
Н
П
Н
феврал
ь
П
Н
5
3
5
4
5
5
5
6
5
7
5
8
5
9
6
0
6
1
6
2
6
3
6
4
6
5
6
6
6
7
6
8
6
9
7
0
7
1
7
2
7
3
7
4
7
5
7
6
7
7
7
8
7
9
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
0
1
1
1
2
1
3
1
4
1
5
1
6
1
7
1
8
1
9
2
0
2
1
2
2
2
3
2
4
2
5
2
6
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
нварь
П
Н
апрель
П
Н
8
0
8
1
8
2
8
3
8
4
8
5
8
6
8
7
8
8
8
9
9
0
9
1
9
2
9
3
9
4
9
5
9
6
9
7
9
8
9
9
1
0
0
1
0
1
1
0
2
1
0
3
1
0
4
2
7
2
8
2
9
3
0
3
1
3
2
3
3
3
4
3
5
3
6
3
7
3
8
3
9
4
0
4
1
4
2
4
3
4
4
4
5
4
6
4
7
4
8
4
9
5
0
5
1
5
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
март
П
Н
май
П
Н
июнь
П
Н
июль
август
22
О
П.
06
П.
00
П
М.
01
М
ДК
01.
01
М
ДК
01.
02
М
ДК
01.
03
У
П.
01
Экологичес
кие основы
природопо
льзования
Профессио
нальный
цикл
Организац
ия и
контроль
технологи
ческих
процессов
при
проведени
и
открытых
горных
работ
Основы
горного
дела
Технология
добычи
полезных
ископаемы
х
открытым
способом
Механизац
ия горных
и взрывных
работ
Организац
ия и
контроль
технологи
ческих
процессов
при
проведени
и
открытых
горных
работ
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
6
23
П
М.
02
М
ДК
02.
02
М
ДК
02.
03
П
П.
02
П
М.
03
Обеспечен
ие
функцион
ирования
системы
управлени
я охраной
труда и
промышле
нной
безопаснос
тью на
горном
участке
Система
управления
промышле
нной
безопаснос
тью в
горной
организаци
и
Управлени
е
профессио
нальными
рисками в
горной
организаци
и
Обеспечен
ие
функциони
рования
системы
управления
охраной
труда и
промышле
нной
безопаснос
тью на
горном
участке
Организац
ия
деятельнос
ти
персонала
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
3
6
24
на горном
участке
М
ДК
.03
.01
П
М.
04
М
ДК
.04
.01
У
П.
04
П
П.
04
Организац
ия и
управление
персоналом
на горном
участке
Выполнен
ие работ
по одной
или
нескольки
м
профессия
м рабочих,
должностя
м
служащих
Выполнени
е работ по
одной или
нескольким
профессия
м рабочих,
должностя
м
служащих
Выполнени
е работ по
одной или
нескольким
профессия
м рабочих,
должностя
м
служащих
Выполнени
е работ по
одной или
нескольким
профессия
м рабочих,
должностя
м
служащих
Промежуто
чная
аттестация
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
25
Вариативная
часть
образовательной
программы
Всего час.
в неделю
учебных
занятий
9
9
9
9
9
9
9
9
9
9
9
9
9
9
9
9
9
1
5
1
5
1
5
1
5
1
5
1
5
1
5
1
5
1
5
1
5
1
5
1
5
1
5
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3 курс
Компоненты
П
Н
сентябрь
П
Н
1
0
5
1
0
6
1
0
7
1
0
8
1
0
9
1
1
0
1
1
1
1
1
2
1
1
3
1
1
4
1
1
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
0
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
октябрь
П
Н
П
Н
декабрь
П
Н
1
1
6
1
1
7
#
#
1
1
9
#
#
1
2
1
1
2
2
1
2
3
1
1
1
2
1
3
1
4
1
5
1
6
1
7
1
8
1
9
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
ноябрь
П
Н
февраль
П
Н
1
2
4
1
2
5
1
2
6
1
2
7
1
2
8
#
#
1
3
0
1
3
1
1
3
2
1
3
3
#
#
1
3
5
1
3
6
#
#
1
3
8
1
3
9
1
4
0
1
4
1
1
4
2
1
4
3
2
0
2
1
2
2
2
3
2
4
2
5
2
6
2
7
2
8
2
9
3
0
3
1
3
2
3
3
3
4
3
5
3
6
3
7
3
8
3
9
2
2
2
2
2
1
1
1
январь
П
Н
март
П
Н
апрель
П
Н
май
П
Н
июль
#
#
1
4
5
1
4
6
1
4
7
4
0
4
1
4
2
4
3
июнь
Индекс
программы
СГ.
00
СГ.0
2
СГ.0
4
ОП.
00
ОП.
05
П.
00
ПМ.
01
Социальногуманитарный
цикл
Иностранный
язык в
профессиональн
ой деятельности
Физическая
культура
Общепрофессио
нальный цикл
Цифровые
технологии в
профессиональн
ой деятельности
Профессиональ
ный цикл
Организация и
контроль
технологически
х процессов при
проведении
открытых
горных работ
26
МД
К
01.0
2
МД
К
01.0
3
МД
К.01
.04
Технология
добычи
полезных
ископаемых
открытым
способом
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Механизация
горных и
взрывных работ
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
Электроснабжен
ие горных работ
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Организация и
контроль
технологически
ПП.
х процессов при
01
проведении
открытых
горных работ
Организация
ПМ. деятельности
03
персонала на
горном участке
Организация и
МД
управление
К.03
персоналом на
.01
горном участке
Организация
ПП.
деятельности
03
персонала на
горном участке
Промежуточная
аттестация
Вариативная часть
образовательной
программы
Государственна
я итоговая
ГИ
А.00
аттестация
Всего час. в
неделю
учебных
занятий
3
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
2
1
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
1
3
6
3
6
1
9
3
6
1
9
3
6
1
9
3
6
1
9
3
6
1
9
3
6
1
9
3
6
1
9
3
6
1
9
3
6
1
9
3
6
1
9
3
6
1
9
3
6
1
9
3
6
1
9
3
6
1
9
3
6
1
9
3
6
1
9
3
6
1
9
3
6
2
5
3
6
2
6
3
6
2
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
3
6
27
5.3. Примерная рабочая программа воспитания
5.3.1. Цели и задачи воспитания обучающихся при освоении ими образовательной
программы:
Цель рабочей программы воспитания – создание организационно-педагогических
условий для формирования личностных результатов обучающихся, проявляющихся
в развитии их позитивных чувств и отношений к российским гражданским (базовым,
общенациональным) нормам и ценностям, закреплённым в Конституции Российской
Федерации, с учетом традиций и культуры субъекта Российской Федерации, деловых качеств
специалистов среднего звена, определенных отраслевыми требованиями (корпоративной
культурой).
Задачи:
– формирование единого воспитательного пространства, создающего равные условия
для развития обучающихся профессиональной образовательной организации;
– организация всех видов деятельности, вовлекающей обучающихся в общественноценностные социализирующие отношения;
– формирование у обучающихся профессиональной образовательной организации
общих ценностей, моральных и нравственных ориентиров, необходимых для устойчивого
развития государства;
– усиление воспитательного воздействия благодаря непрерывности процесса
воспитания.
5.3.2. Примерная рабочая программа воспитания представлена в приложении 3.
5.4. Примерный календарный план воспитательной работы
Примерный календарный план воспитательной работы представлен в приложении 3.
Раздел 6. Примерные условия реализации образовательной программы
6.1. Требования
программы
к
материально-техническому
обеспечению
образовательной
6.1.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для
проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе
групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной
аттестации, а также помещения для самостоятельной и воспитательной работы, мастерские и
лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения и
материалами, учитывающими требования международных стандартов.
Перечень специальных помещений
Кабинеты:
социально-гуманитарных дисциплин;
иностранных языков;
основ бережливого производства;
основ финансовой грамотности;
безопасности жизнедеятельности;
28
инженерной графики;
электротехники и электроники;
технической механики;
управление персоналом;
геологии;
цифровых технологий в профессиональной деятельности;
экологических основ природопользования;
основ горного дела;
технологии горных работ;
механизации горных работ;
охраны труда и промышленной безопасности.
Спортивный комплекс3
Залы:
– библиотека, читальный зал с выходом в интернет;
– актовый зал;
и др.
6.1.2. Материально-техническое оснащение кабинетов, лабораторий, мастерских и баз
практики по специальности.
Образовательная организация, реализующая программу по специальности 21.02.15
Открытые горные работы, должна располагать материально-технической базой,
обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки,
лабораторной, практической работы обучающихся, предусмотренных учебным планом и
соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам в
разрезе выбранных траекторий. Минимально необходимый для реализации ООП перечень
материально-технического обеспечения включает в себя:
6.1.2.1. Оснащение кабинетов
Кабинет «Социально-гуманитарных дисциплин» оснащенный:
- оборудованием:
посадочные места по количеству обучающихся,
рабочее место преподавателя;
стенды;
- техническими средствами обучения:
компьютер (ноутбук) с лицензионным программным обеспечением;
комплект проекционного оборудования (интерактивная доска в комплекте с
проектором или мультимедийный проектор с экраном);
принтер;
Образовательная организация для реализации учебной дисциплины «Физическая культура» должна
располагать спортивной инфраструктурой, обеспечивающей проведение всех видов практических занятий,
предусмотренных учебным планом.
3
29
Кабинет «Иностранных языков» оснащенный:
- оборудованием:
посадочные места по количеству обучающихся,
рабочее место преподавателя;
стенды;
- техническими средствами обучения:
компьютеры (ноутбуки) с лицензионным программным обеспечением;
комплект проекционного оборудования (интерактивная доска в комплекте с
проектором или мультимедийный проектор с экраном);
принтер;
Кабинет «Основ бережливого производства» оснащенный:
- оборудованием:
посадочные места по количеству обучающихся,
рабочее место преподавателя;
стенды;
- техническими средствами обучения:
компьютер (ноутбук) с лицензионным программным обеспечением;
комплект проекционного оборудования (интерактивная доска в комплекте с
проектором или мультимедийный проектор с экраном);
принтер;
Кабинет «Основ финансовой грамотности» оснащенный:
- оборудованием:
посадочные места по количеству обучающихся,
рабочее место преподавателя;
стенды;
- техническими средствами обучения:
компьютер (ноутбук) с лицензионным программным обеспечением;
комплект проекционного оборудования (интерактивная доска в комплекте с
проектором или мультимедийный проектор с экраном);
принтер;
Кабинет «Безопасности жизнедеятельности» оснащенный:
- оборудованием:
посадочные места по количеству обучающихся,
рабочее место преподавателя;
комплект учебных плакатов;
средства индивидуальной защиты;
тренажер сердечно-легочной и мозговой реанимации;
- техническими средствами обучения:
компьютер (ноутбук) с лицензионным программным обеспечением;
комплект проекционного оборудования (интерактивная доска в комплекте с
проектором или мультимедийный проектор с экраном);
30
принтер;
Кабинет «Инженерной графики» оснащенный:
- оборудованием:
посадочные места по количеству обучающихся,
рабочее место преподавателя;
комплект учебных плакатов;
- техническими средствами обучения:
компьютер (ноутбук) с лицензионным программным обеспечением;
комплект проекционного оборудования (интерактивная доска в комплекте с
проектором или мультимедийный проектор с экраном);
принтер;
Кабинет «Электротехники и электроники» оснащенный:
- оборудованием:
посадочные места по количеству обучающихся,
рабочее место преподавателя;
стенды;
- техническими средствами обучения:
компьютер (ноутбук) с лицензионным программным обеспечением;
комплект проекционного оборудования (интерактивная доска в комплекте с
проектором или мультимедийный проектор с экраном);
принтер;
Кабинет «Технической механики» оснащенный:
˗ оборудованием:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
стенды;
- техническими средствами обучения:
компьютер (ноутбук) с лицензионным программным обеспечением;
мультимедийный проектор;
мультимедийный экран.
комплект плакатов по дисциплине;
комплект объёмных наглядных пособий моделей;
комплект демонстрационных стендов (планшетов);
комплект деталей и элементов конструкций;
пособия и модели, изготовленные силами обучающихся;
комплект методических и справочных пособий;
комплект тематических демонстрационных компьютерных программ по дисциплине.
Кабинет «Геологии» оснащенный:
- оборудованием:
посадочные места по количеству обучающихся,
рабочее место преподавателя;
31
стенды;
- техническими средствами обучения:
компьютер (ноутбук) с лицензионным программным обеспечением;
комплект проекционного оборудования (интерактивная доска в комплекте с
проектором или мультимедийный проектор с экраном);
принтер.
Кабинет «Цифровых технологий в профессиональной деятельности» оснащенный:
- оборудованием:
посадочные места по количеству обучающихся,
рабочее место преподавателя;
комплект учебных плакатов;
- техническими средствами обучения:
компьютеры (ноутбуки) для преподавателя и обучающихся с лицензионным
программным обеспечением и с возможностью подключения к информационнотелекоммуникационной сети «Интернет»;
комплект проекционного оборудования (интерактивная доска в комплекте с
проектором или мультимедийный проектор с экраном);
принтер.
Кабинет «Экологических основ природопользования» оснащенный:
- оборудованием:
посадочные места по количеству обучающихся,
рабочее место преподавателя;
стенды;
- техническими средствами обучения:
компьютер (ноутбук) с лицензионным программным обеспечением;
комплект проекционного оборудования (интерактивная доска в комплекте с
проектором или мультимедийный проектор с экраном);
принтер;
Кабинет «Технологии горных работ» оснащенный:
- оборудованием:
посадочные места по количеству обучающихся,
рабочее место преподавателя;
стенды;
- техническими средствами обучения:
компьютер (ноутбук) с лицензионным программным обеспечением;
комплект проекционного оборудования (интерактивная доска в комплекте с
проектором или мультимедийный проектор с экраном);
принтер;
Кабинет «Механизации горных работ» оснащенный:
- оборудованием:
32
посадочные места по количеству обучающихся,
рабочее место преподавателя;
стенды;
- техническими средствами обучения:
компьютер (ноутбук) с лицензионным программным обеспечением;
комплект проекционного оборудования (интерактивная доска в комплекте с
проектором или мультимедийный проектор с экраном);
принтер;
Кабинет «Охраны труда и промышленной безопасности» оснащенный:
- оборудованием:
посадочные места по количеству обучающихся,
рабочее место преподавателя;
стенды;
- техническими средствами обучения:
компьютер (ноутбук) с лицензионным программным обеспечением;
комплект проекционного оборудования (интерактивная доска в комплекте с
проектором или мультимедийный проектор с экраном);
принтер.
6.1.2.2. Оснащение помещений, задействованных при организации самостоятельной и
воспитательной работы.
Кабинет «Внеурочной деятельности», оснащенный:
˗ оборудованием:
посадочные места для обучающихся;
- техническими средствами обучения:
компьютер (ноутбук) с лицензионным программным обеспечением;
музыкальная аппаратура, музыкальный центр;
мультимедийный проектор;
мультимедийный экран.
Помещения для организации самостоятельной и воспитательной работы должны быть
оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную
информационно-образовательную среду образовательной организации (при наличии).
6.1.2.3. Оснащение баз практик
Реализация образовательной программы предполагает обязательную учебную и
производственную практику.
Учебная практика реализуется в мастерских профессиональной образовательной
организации и требует наличия оборудования, инструментов, расходных материалов,
обеспечивающих выполнение всех видов работ, определенных содержанием программ
профессиональных модулей, отвечающего потребностям отрасли и требованиям
работодателей.
33
Производственная практика реализуется в организациях горного профиля,
обеспечивающих деятельность обучающихся в профессиональной области: Добыча,
переработка угля, руд и других полезных ископаемых.
Оборудование предприятий и технологическое оснащение рабочих мест
производственной практики должно соответствовать содержанию профессиональной
деятельности и дать возможность обучающемуся овладеть профессиональными
компетенциями по всем видам деятельности, предусмотренными программой, с
использованием современных технологий, материалов и оборудования.
6.1.3. Допускается замена оборудования его виртуальными аналогами.
6.2. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной программы
6.2.1. Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован
печатными изданиями и (или) электронными изданиями по каждой дисциплине (модулю) из
расчета не менее 0,25 экземпляра каждого из изданий, указанных в рабочих программах
дисциплин (модулей) в качестве основной литературы, на одного обучающегося из числа
лиц, одновременно осваивающих соответствующую дисциплину (модуль).
В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается
замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не
менее 25 процентов обучающихся к цифровой (электронной) библиотеке.
Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в
случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к
современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам,
состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит
обновлению (при необходимости).
Образовательная
программа
должна
обеспечиваться
учебно-методической
документацией по всем учебным дисциплинам (модулям).
6.2.2. Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья
должны быть обеспечены печатными и (или) электронными учебными изданиями,
адаптированными при необходимости для обучения указанных обучающихся.
6.2.3.
Перечень
необходимого
комплекта
лицензионного
и
свободно
распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства.4
№
Наименование лицензионного и свободно
Код и наименование
Количест
п/п
распространяемого программного
учебной дисциплины
во
обеспечения, в том числе отечественного
(модуля)
производства
1
Операционная система Windows 7 и выше
СГ.01 История России
СГ.02 Иностранный язык
в
профессиональной
деятельности
СГ.03
Безопасность
жизнедеятельности
СГ.05
Основы
бережливого
производства
Указывается при наличии и необходимости применения программного обеспечения в соответствии с
квалификацией выпускника СПО
4
34
2
Microsoft Office 2007 и выше
СГ.06
Основы
финансовой грамотности
ОП.01
Инженерная
графика
ОП.02 Электротехника и
электроника
ОП.03
Техническая
механика
ОП.04 Геология
ОП.05
Цифровые
технологии
в
профессиональной
деятельности
ОП.06
Экологические
основы
природопользования
ПМ.01 Организация и
контроль
технологических
процессов
при
проведении
открытых
горных работ
СГ.01 История России
СГ.02 Иностранный язык
в
профессиональной
деятельности
СГ.03
Безопасность
жизнедеятельности
СГ.05
Основы
бережливого
производства
СГ.06
Основы
финансовой грамотности
ОП.01
Инженерная
графика
ОП.02 Электротехника и
электроника
ОП.03
Техническая
механика
ОП.04 Геология
ОП.05
Цифровые
технологии
в
профессиональной
деятельности
ОП.06
Экологические
основы
природопользования
ПМ.01 Организация и
контроль
технологических
35
3
AutoCAD 2008 и выше
4
AutoCAD 2008 и выше
5
Micromain v21 и выше
6
7zip
процессов
при
проведении
открытых
горных работ
ОП.05
Цифровые
технологии
в
профессиональной
деятельности
ПМ.01 Организация и
контроль
технологических
процессов
при
проведении
открытых
горных работ
ОП.05
Цифровые
технологии
в
профессиональной
деятельности
ПМ.01 Организация и
контроль
технологических
процессов
при
проведении
открытых
горных работ
ОП.05
Цифровые
технологии
в
профессиональной
деятельности
ПМ.01 Организация и
контроль
технологических
процессов
при
проведении
открытых
горных работ
СГ.01 История России
СГ.02 Иностранный язык
в
профессиональной
деятельности
СГ.03
Безопасность
жизнедеятельности
СГ.05
Основы
бережливого
производства
СГ.06
Основы
финансовой грамотности
ОП.01
Инженерная
графика
ОП.02 Электротехника и
электроника
ОП.03
Техническая
механика
36
ОП.04 Геология
ОП.05
Цифровые
технологии
в
профессиональной
деятельности
ОП.06
Экологические
основы
природопользования
ПМ.01 Организация и
контроль
технологических
процессов
при
проведении
открытых
горных работ
6.3. Требования к практической подготовке обучающихся
6.3.1. Практическая подготовка при реализации образовательных программ среднего
профессионального образования направлена на совершенствование модели практикоориентированного
обучения,
усиление
роли
работодателей
при
подготовке
квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена путем расширения
компонентов (частей) образовательных программ, предусматривающих моделирование
условий, непосредственно связанных с будущей профессиональной деятельностью, а также
обеспечения условий для получения обучающимися практических навыков и компетенций,
соответствующих требованиям, предъявляемым работодателями к квалификациям
специалистов, рабочих.
6.3.2. Образовательная организация самостоятельно проектирует реализацию
образовательной программы и ее отдельных частей (дисциплины, междисциплинарные
курсы, профессиональные модули, практика и другие компоненты) в форме практической
подготовки с учетом требований ФГОС СПО и специфики получаемой специальности.
6.3.3. Образовательная деятельность в форме практической подготовки:
−
реализуется при проведении практических и лабораторных занятий,
выполнении курсового проектирования, всех видов практики и иных видов учебной
деятельности;
−
предусматривает демонстрацию практических навыков, выполнение,
моделирование обучающимися определенных видов работ для решения практических задач,
связанных с будущей профессиональной деятельностью в условиях, приближенных к
реальным производственным;
−
может включать в себя отдельные лекции, семинары, мастер-классы, которые
предусматривают передачу обучающимся учебной информации, необходимой для
последующего выполнения работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
6.3.4. Образовательная деятельность в форме практической подготовки может быть
организована на любом курсе обучения, охватывая дисциплины, профессиональные модули,
все виды практики, предусмотренные учебным планом образовательной программы.
6.3.5. Практическая подготовка организуется в учебных, учебно-производственных
лабораториях, мастерских, учебно-опытных хозяйствах, учебных полигонах, учебных базах
практики и иных структурных подразделениях образовательной организации, а также в
37
специально оборудованных помещениях (рабочих местах) профильных организаций на
основании договора о практической подготовке обучающихся, заключаемого между
образовательной организацией и профильной организацией, осуществляющей деятельность
по профилю соответствующей образовательной программы.
6.3.6. Результаты освоения образовательной программы (ее отдельных частей)
могут быть оценены в рамках промежуточной и государственной итоговой аттестации,
организованных в форме демонстрационного экзамена.
6.4. Требования к организации воспитания обучающихся
6.4.1. Воспитание обучающихся при освоении ими основной образовательной
программы осуществляется на основе включаемых в настоящую образовательную
программу примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана
воспитательной работы (приложение 3).
6.4.2. Рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы
образовательная организация разрабатывает и утверждает самостоятельно с учетом
примерных рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы.
6.4.3. В разработке рабочей программы воспитания и календарного плана
воспитательной работы имеют право принимать участие советы обучающихся, советы
родителей, представители работодателей и (или) их объединений (при их наличии).
6.5. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы
6.5.1. Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими
работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации
образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из
числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых
соответствует области профессиональной деятельности 18. Добыча, переработка угля, руд и
других полезных ископаемых, и имеющими стаж работы в данной профессиональной
области не менее трех лет.
Квалификация педагогических работников образовательной организации должна
отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и
(или) профессиональных стандартах (при наличии).
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы,
должны получать дополнительное профессиональное образование по программам
повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление
деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности 18. Добыча,
переработка угля, руд и других полезных ископаемых, не реже одного раза в три года с
учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям
ставок), обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих
опыт деятельности не менее трех лет в организациях, направление деятельности которых
соответствует области профессиональной деятельности 18. Добыча, переработка угля, руд и
других полезных ископаемых, в общем числе педагогических работников, реализующих
программы профессиональных модулей образовательной программы, должна быть не менее
25 процентов.
38
6.6. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы
6.6.1. Примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг
по реализации образовательной программы5
Расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации
образовательной программы осуществляются в соответствии с Методикой определения
нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных
программ среднего профессионального образования по профессиям (специальностям) и
укрупненным группам профессий (специальностей), утверждаемые Минпросвещения России
ежегодно.
Финансовое обеспечение реализации образовательной программы, определенное
в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Федеральным
законом от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», включает
в себя затраты на оплату труда преподавателей и мастеров производственного обучения
с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников
за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу в соответствии
с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях
по реализации государственной социальной политики».
Раздел
7.
Формирование
оценочных
государственной итоговой аттестации
материалов
для
проведения
7.1. Государственная итоговая аттестация (далее – ГИА) является обязательной
для образовательных организаций СПО. Она проводится по завершении всего курса
обучения по направлению подготовки. В ходе ГИА оценивается степень соответствия
сформированных компетенций выпускников требованиям ФГОС СПО.
7.2. Выпускники, освоившие программы подготовки специалистов среднего звена,
сдают ГИА в форме демонстрационного экзамена и защиты дипломного проекта (работы).
Требования к содержанию, объему и структуре дипломной работы образовательная
организация определяет самостоятельно с учетом ПОП.
Государственная итоговая аттестация завершается присвоением квалификации
специалиста среднего звена: специалист по горным работам.
7.3. Для государственной итоговой аттестации образовательной организацией
разрабатывается программа государственной итоговой аттестации и оценочные материалы.
7.4. Примерные оценочные материалы для проведения ГИА включают типовые
задания для демонстрационного экзамена, примеры тем дипломных проектов, описание
процедур и условий проведения государственной итоговой аттестации, критерии оценки.
Примерные оценочные материалы для проведения ГИА приведены в приложении 4.
Образовательная организация приводит расчетную величину стоимости услуги в соответствии с
рекомендациями федеральных и региональных нормативных документов.
5
39